О Русской цивилизации. Поиски идентичности
nash_dvor — 16.02.2024
В XV перед Рюриковичами начал в полный рост вставать вопрос,
как развиваться дальше в качестве полностью самостоятельной от Орды
территории и в условиях тех громадных геополитических изменений,
которые сотрясали окружающий мир все столетие.
Самым основным было практическое разрушение двух главных
цивилизационных центров, которые мощнейшим образом повлияли на
становление русской государственности. - и Византии, и Орды.
В 1425 году было отменено лествичное право и началась
30-летняя борьба за централизацию власти, закончившаяся победой
Москвы.
Встали вопросы подчинения периферийных территорий как на
западе, так и на востоке.
Встал вопрос Русской идентичности.
Цивилизационных путей возможного развития у Москвы начиная с
XV века было два - условно
Проордынский и условно
Пропольский.
Первый подразумевал основной упор в развитии на восток, второй - в
развитии на запад.
В управленческом отношении первый подразумевал
дальнейшее усиление царской власти с выстраиванием некой вертикали/
условной восточной деспотии - за счет прав не только удельных
князей, но уже и бояр, второй ориентировался на права польской
шляхты.
В культурном / религиозном отношении первый
подразумевал присоединение и адаптацию нехристианских народов
на востоке, второй - некий компромисс и встраивание в тoт
христианский мир, который сложился на бывших русских землях,
оказавшихся за пределами влияния Орды и во многом оказавшихся под
контролем Ватикана.
В технологическом отношении выбора особого не было. В
Европе случилась мощнейшая технологическая революция, в первую
очередь в вооружениях и мореплавании, началась Эпоха великих
географических открытий и экономический подъем за счет того, что
морская [слегка позже ставшей колониальной] торговля начала
заменять сухопутную, а сухопутная начала хиреть. Для примера -
Средняя Азия как центр Великого шелкового пути в 7 веке и Средняя
Азия как задворки цивилизации в 17 веке - это две очень-очень
разные Средние Азии.
Дополнительный очень существенный фактор - на
границах после падения Византии появился новый и очень
серьезный враг - османы. Справиться с которыми в одиночку Москва бы
не сумела, она была слишком слаба.
В 1523 году в Москве сформулировали новую идентичность, ну или
официальную идеологию
"Москва - Третий Рим" - 1523 год
"Москва - Третий Рим", преемница Римской империи и
Византии, земное воплощение "нерушимого" Римского царства,
существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа.
Более того, не отказавшись от наследия варягов (заявляя про предков
пруссов) московские великие князья начали рассматривать себя
потомками и преемниками римских и византийских императоров.
И начали борьбу за римское наследие как с Ватиканом, так и с
османами.
Если еще раз перечитать написанное в предыдущих постах, а
также вспомнить то, что я писала про Римскую империю, которая так
никогда и не стала государством-цивилизацией, она всегда делилась
цивилизационно на западную и восточную часть, то станет понятно,
что для преемственности от Рима у России не было, нет и никогда не
будет никаких оснований.
И попытки подобную преемственность установить искусственным
способом приводят к цивилизационному тупику, который часто
заканчивается печально.
В России это закончилось Смутой и сменой
династии.
Условно пропольская партия сумела избавится от Ивана Грозного
и оставшихся Рюриковичей, а после Смуты, когда на трон чуть не сел
польский король, выбрать нового царя из своих боярских рядов,
временно устранив угрозу вертикали власти как у "восточных
деспотов" . О верикали власти как у Франции они не думали, смотрели
на польскую шляхту.
Западная /Литовская Русь - 1613
год
А.Д. Кившенко. "Земский собор 1613 года, избравший Михаила
Романова русским царем"
Основной цивилизационный толчок этого периода был культурный /
религиозный/ идеологический и заключался в церковной реформе
Никона
И жутком кровавом расколе
Кстати, именно в это время на Руси было полностью и
окончательно покончено с последними остатками язычества и
языческих культовых обрядов - не народных, построенных вокруг
с/х, а восходящих еще к волхвам. В 1648 году царь Алексей
Михайлович подписал указ, который запрещал скоморошество.
Алексей Кившенко "Церковный cобор. 1654 год. Начало
раскола".1880 год
В управленческом отношении ни до каких прав польской шляхты в
Москве дело не дошло, Боярская дума играла все-таки достаточно
формальную роль
А вот с технологиями были проблемы, пришлось ждать реформ
Петра
Европа / Балтика - 1721
год
Слово достаточно условное, просто так проще объединить Голландию,
которая дала первоначальный толчок реформам Петра, с
прочими землями, которые в течение 200 лет поставляли в
Российскую империю цариц и условных "новых варягов", - людей,
которые переезжали за лучшей жизнью, должностями, званиями,
титулами и деньгами, очень-очень сильно за 200 лет российские
элиты онемечив.
Дата тоже немного условная, так как реформы Петра начались
задолго до того, как Россия была объявлена империей. Но создание
империи - важное событие, которое влияет на абсолютно все в
стране, и на управление, и на культуру, и на технологии. Более
того, статус империи подразумевает собственное влияние -
культурное, политическое, управленческое, как минимум на всех
соседей.
Цивилизационный толчок был мощнейшим и включал в себя всё, вот
просто всё - и управление, и технологии, и культуру.
В технологическом отношении и в управленческом его реформы принесли
много пользы и дали ему даже звание "Великий"
А вот с культурной точки зрения это был даже не полный провал,
это была катастрофа.
Cтатус империи подразумевает собственное
влияние - культурное, политическое, управленческое, как минимум на
всех соседей. A Петр решил, что он сделает из
России Европу, только лучше.
Петр заложил фундамент для того чтобы в России были
искусственно выращены две совершенно разных в культурном отношении
общности.
Одна общность называлась народ [русский], а вторая называлась
элиты [европейские].
Последствия этого мы до сих пор разгребаем, вот прямо сейчас,
в 2024 году. Почему я, собственно, эти посты и пишу.
Сейчас для описания такого уровня копирования чужой культуры,
как было в России XVIII века, существуют слова
карго-культ и колониализм
С понятием империя и проецированием собственной имперской
культуры на соседей это как-то совершенно не совпадает.
Наоборот.
Проблема исcкуственно взращенных российских элит, некоторые из
которых и по-русски-то не говорили, даже с а акцентом, была
полностью и окончательно осознана после войны с Наполеоном.
И, кстати, только после этого Россия как настоящая империя,
начала очень мощно проецировать на мир собственную культуру/ науку
и собственные культурные/ научные достижения. Расцвет
случился после того, как перестали тупо копировать чужое и начали
делать свое.
Одновременно перед Россией в очередной раз встал вопрос - как
решать кризис идентичности.
Западники vs славянофилы
Европеизированные российские элиты, разделившись на западников
и слaвянофилов, выделили два пути развития России - западный и
славянофильский.
Первый подразумевал условное движение в фарватере
европейских перемен и реформ, с продолжением попыток перестроить
российское общество на нечто более демократическое,
капиталистическое и технологически продвинутое. Европейское
общество при этом шло семимильными шагами в сторону революций и
уничтожения местных монархий.
Второй, основанный на немецких философских идеях и ставший в
каком-то роде их калькой, подразумевал некий особый путь России,
который, тем не менее, включал в себя миссионерскую деятельность по
вразумлению Европы и донесению православной истины до впавших
в ересь и атеизм европейских народов (почти как сейчас некоторые
призывают)
При этом данная концепция подразумевала, что русские - это,
безусловно, европейцы, из семьи прочих братьев -славян, и в
миссионерской деятельности надо полагаться на этих братьев.
В качестве кого в этом случае рассматривались всякие
неславянские народы Российской империи, вопрос, конечно,
интересный. Инородцы, иноверцы... слово "второсортные" никто не
употреблял, и Слава Богу.
Подобная ситуация целых двух неправильных цивилизационных
путей ничем хорошим кончиться не могла, что мы в 1917 году и
увидели.
Я подробно писала об этом, повторяться не буду.
Коммунизм vs Евразийство
Битву цивилизационного выбора в 1917 году выиграли
западники, сначала масоны французского разлива устроили Февральскую
революцию, а потом, когда у них все посыпалось, на сцену вышли
масоны немецкого разлива, взяли инициативу в свои руки, победили
и.... пошли несколько необычным путем
С одной стороны, они следовали путем немецких товарищей, а с
другой стороны, выйдя не из европейских элит, а из более
"посконных" и народных, они пошли своим самобытным русским
путем.
Полностью поменяли официальную религию с православия на коммунизм и
начали строить рай на Земле в рамках... возвращения к неким древним
принципам Союза племен. Назвали это Союзом Советских
Социалистических Республик. Использовали теории примордиализма и
искуственно строили нации, объединенные идеологией. С моей
лично точки зрения вернулись к чему-то доордынскому, даже мавзолей
построили ( а это исторически очень-очень древнее сооружение,
Мавсол жил где-то в Малой Азии еще в 377—353 годах до н. э.)
Тем не менее, можно сказать, что
в именно в 1917 году впервые
формально оформилась Русская
цивилизация. Русская цивилизация,
cамостоятельная и несущая в мир собственное
видение развития этого мира, с мощнейшим культурным и
политическим влиянием, переформатировавшая в ХХ веке весь мир. Всю
планету
Почему это случилось именно в ХХ веке?
Во-первых, произошла технологическая революция в
энергетике. С древесины человечество перешло на уголь, потом на
нефть, газ, разработало ядерные технологии, а сейчас разрабатывает
технологии минералов. И именно этот технологический толчок дал
России с ее невероятно сложным для выживания климатом экономические
возможности массово тратить ресурсы не только на собственное
выживание, заимствуя технологии и культуру у тех соседей, у
кого исторически есть эти ресурсы -
из-за более приятного и приемлемого для жизни климата (собственно,
все цивилизационные толчки об этом). Впервые в истории дал. Никто
никогда раньше в истории не строил цивилизацию в
географических условиях и климате России.
Во-вторых, СССР ака Россия избавилась от европейских элит и
европейских семейных элитных связей, которые в прямом смысле как
уздой привязывали Российскую империю к европейскому фарватеру
развития. В 1917 году Россия избавилась от этой узды и пошла
собственным путем
За что сразу же поимела. И горячую фазу борьбы за выживание -
Великую Отечественную войну. И холодную - не прекращающуюся до сих
пор санкционнную войну за технологические ограничения в
сотрудничестве с Западом.
Кроме технологической цивилизационной войны началась еще и
холодная культурная война - мягкой силой, через джинсы и жвачку,
через актрис и моделей, через секс и рок-н-ролл.
И коммунизм в результате оказался тем самым первым блином,
который комом, потому что коммунизм был основан на немецком
масонстве и немецком мессианстве.
Hельзя усидеть одновременно на двух стульях - один из которых твой
собственный цивилизационный стул Объединителя евразийских земель, а
другой - какое-то масонское религиoзное течение из Европы.
В какой-то момент стулья обязательно разъедутся. и усидеть
можно будет только на одном. В 1991 году советские элиты решили,
что на европейском стуле им будет сидеть удобней.
Как альтернатива коммунизму в среде русских иммигрантов в
1920-30-е годы родились идеи евразийства, про которые я писала в
самом первом посте о границах Русской цивилизации.
Как нечто официальное, данный цивилизационный выбор никаких
перспектив в иммиграции не имел, тем не менее, он родился и начал
развиваться, позднее найдя сторонников в том числе и в России, типа
Льва Гумилева, который, правда, оформил это все как пассионарную
теорию этногенеза, с непонятными пассионарными толчками из
космоса ( по мнению Гумилева это мутации, вызываемые космическим
излучением)
А по-моему, так надо смотреть на климат, агрессивных соседей и
просто желание людей выжить, отсюда и пассионарность - чего только
с голоду или от угрозы жизни не сделаешь и на какие подвиги не
пойдешь.
Не зря ученые (в первую очередь историки) эту
пассионарную теорию этногенеза массово критикуют.
Потому что в биологии это называется "борьба за выживание", ну а
если в первых рядах борьбы за выживание оказываются некие
пассионарии, то это психология, по-моему, изучает. А в истории и
географии никакой пассионарности нет, есть климат и цивилизационные
толчки.
Тем не менее, Гумилев первым, по-моему, в СССР проложил дорогу
в правильном направлении, а этого очень многого стоит.
Лично мне Гумилев разобраться сильно помог, спасибо ему.
*************************************************
В общем, год на дворе 2024.
В каком-то смысле России повезло, что в братство с Западом
поиграли на этот раз всего-лишь 30 лет, не успев вырастить
поколение правителей и элит, которые после элитных британских и
швeйцарских школ по-русски не умели говорить даже с акцентом.
В каком-то смысле России повезло, что иммигрантские идеи
евразийства начали идеологически убого, но мощно проецировать на
современную Россию из Украины, объявившей себя чистокровными
европо-арийцами, а Россию обзывавшую Ордой, при этом идеи бравшей
явно от русских иммигрантов-евразийцев
Подобные наезды помогают взглянуть на некоторые вещи под
другим углом и даже попытаться найти там рациональное зерно. Вот
малоизвестные в СССР идеи евразийцев поизучать, например
В общем, с новой концепцией развития в России власти
определились
Государство-цивилизация.
Границы еще не определены, [технологическая/ культурная?]
зона влияния - тоже
И война сейчас на Украине идет гражданская и
цивилизационная.