Как выглядели головные уборы алтайских скифов
selyanka1 — 13.02.2024
Примерно в VI–III веках до нашей эры, то есть в раннем
железном веке, на Алтае и сопредельных землях существовала
пазырыкская археологическая культура, исследования которой ведутся
уже больше 150 лет.
Ее оставили люди, относившиеся к так называемому
скифо-сибирскому миру, который объединяет триада из схожего
вооружения, конского снаряжения и звериного стиля в
искусстве.
Основные памятники пазырыкской культуры сосредоточены в Горном
Алтае, где известны погребения как рядовых представителей этой
общности, так и ее элиты. В основном о пазырыкцах знают благодаря
погребальным комплексам с ледяными линзами, которые сохранили до
наших дней не только мумифицированные тела людей, но и
многочисленные предметы, изготовленные из органических материалов,
например ковер и парадную колесницу.
Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него
В 1996 году в Чарышском районе Алтайского края во время
строительства дороги случайно обнаружили древний разновременной
могильник, получивший название Усть-Тёплая. Самые ранние погребения
этого памятника относятся к афанасьевской археологической культуре,
появившейся на юге Сибири во второй половине IV тысячелетия до
нашей эры. В частности, недавно здесь раскопали могилу так
называемых афанасьевских Ромео и Джульетты — парное погребение двух
подростков, умерших в возрасте примерно 10–12 лет.
Под курганом номер 22, насыпь которого достигала в диаметре
6,5 метра, исследователи обнаружили непотревоженную могилу мужчины
25-30 лет с высоким социальным статусом. Вместе с ним в погребении
находились лошадь, керамика, покрытая золотой фольгой бронзовая
гривна, вотивный бронзовый кинжал и железный нож.
Кроме того, рядом с черепом пазырыкца археологи обнаружили
остатки изготовленного из войлока головного убора, от которого до
наших дней сохранился только органический тлен. В передней части
убор украшали восемь бляшек, изготовленных в форме орлов из
бронзового листка и покрытых золотой фольгой, а рядом лежала
фигурка копытного животного.
Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника
Усть-Тёплая
Благодаря тому, что археологи уже находили в хорошем состоянии
пазырыкские головные уборы, они реконструировали облик этой
находки, которая скорей всего представляла собой мужской
шлемовидный убор с гребневидным птицеголовым навершием. Подобные
артефакты, обнаруженные на юго-востоке Алтая, датируются IV —
началом III века до нашей эры и встречаются только в погребениях,
совершенных по классическому пазырыкскому обряду.
Сохранившиеся пазырыкские головные уборы из других
могильников
Реконструкция костюма пазырыкцев.. Музейная реконструкция по
находкам в погребениях
Евгений Край - головной убор скифского вождя
пазырыкской культуры. V – IV век до н. э.
Вот как головные уборы описывают историки/археологи
Впервые в "замерзших" могилах Укока были обнаружены войлочные
шлемы - головные уборы воинов-всадников, хорошо известные по
разного рода изображениям от скифской торевтики и персепольских
барельефов до монет первых Аршакидов.
Сам силуэт пазырыкского шлема вероятно должен был символизировать
птицу и придавать "птичьи" черты тем, кто их носил (вспомним о
геродотовых "стерегушдх золото грифах").
На шлемах расположены деревянные фигурки коней и оленей с
рогами козерога — духи-помощники, олицетворяющие верхний, светлый
мир, в который они возможно "улетали" после смерти. Головные уборы
пазырыкцев являлись атрибутами всех воинов-всадников Горного
Алтая.
У племенных вождей навершия отличались величиной, мастерством
изображения: грифон с головой оленя в пасти — поистине царственный
символ.
Можно думать, что между этой фантастической птицей и
человеком, чью голову венчало ее изображение, существовала
эмоциональная мистическая связь.
Шапки с головой животного или птицы в таком специфическом
исполнении, как признают, являются особенностью восточно-иранских
кочевых народов. Широко распространенный у кочевников (мужчин и
женщин) Горного Алтая оригинальный головной убор, имеющий
воплощение в сасанидскую эпоху в шапках и шлемах иранских богов,
богинь и владык, может быть одним из свидетельств иранского
компонента в пазырыкской культуре.
(Полосьмак Н. В. "ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА: реконструкция
мировоззренческих и мифологических представлений"
Исторические параллели пазырыкским воинским
шлемам
Головные уборы-шлемы:
1 - 5 – из курганов пазырыкской культуры
6 – скифский колпак;
7 – головной убор зороастрийских жрецов и воинов, изображенных на
вотивных золотых пластинах из Амударьинского клада;
8 – сакский шлем, изображенный на «воинах в трауре» на
персепольском барельефе;
9 – войлочный колпак из погребения с мумией в могильнике Wupu
(Синьцзян);
10 – войлочный колпак из погребения в могильнике Гу-му-гоу
(Синьцзян);
11 – сакский шлем, изображенный на воинах, несущих дань (Ападана,
восточная сторона)
Кстати, в связи с этим можно вспомнить некий курхарс, который
в подборку не вошел
О
чем нам рассказал старинный курхарс
Интересно, что у шаманов Саяно-Алтая еще в XX веке сохранялась
схема размещения образов ритуального головного убора, сходная с
пазырыкскими. Внизу рога оленя и связанную с ними человеческую
личину, выше перья орла. Некоторые уборы символизировали птицу и
украшались цельной птичьей шкуркой или перьями.