Немного дьявола и шизофрении в образах фильма "Мастер и Маргарита" (2024)
selyanka1 — 05.02.2024Сразу предупреждаю, что этот пост не о режиссере Михаиле Локшине, этот пост в первую очередь о художественных образах и костюмах фильма "Мастер и Маргарита", в создании которого участвовали сотни талантливых людей.
Но я напишу и свою собственную рецензию. Совсем небольшую
Я фильм посмотрела, эстетически он прекрасен - стильный и красивый. Если бы это была голливудская продукция, художников непременно номинировали бы на Оскар, Золотой глобус и т.д. и т.п.
Мастер в данном фильме - собирательный образ и абсолютно и совершенно не сам Булгаков
*****************************************************
Новая экранизация "Мастера и Маргариты" оказалась уникальным для российского массового кино концептуальным высказыванием.
Смыслообразующим в картине становится не столько сюжет, сколько видеоряд, которому драматургия, кажется, не предшествует, но рождается совместно. Что заставляет вспомнить введенное в культурный обиход композитором Рихардом Вагнером и архитектором Готфридом Земпером определение "гезамткунстверк", под которым понимается единое — или тотальное — произведение искусства. В конце 1980-х философ Борис Гройс в книге "Gesamtkunstwerk Сталин" применил этот термин для описания советского проекта построения нового общества и нового человека — и кажется, для создателей фильма "Мастер и Маргарита" эта работа стала ключом к интерпретации булгаковского романа. В качестве еще одного важного референса можно предположить сочинения [крайне скандального писателя - концептуалиста] Владимира Сорокина [возможно, сейчас иноагента, если еще нет, то будет] В итоге "Мастер и Маргарита" выглядит одновременно тотально [Борис Гройс] и шизофренично [Владимир Сорокин]. Возможно, конечно, что авторы вовсе не имели в виду ни Сорокина, ни Гройса, а все, что мы увидели, им просто Воланд нашептал.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Сюжет романа, хорошо всем известный, в картине двоится. Мастер пишет историю о Понтии Пилате, а другой, внешне неотличимый от него писатель сочиняет книгу о Мастере и Маргарите (актер Евгений Цыганов в этой роли поразительно похож на Михаила Булгакова с фотографий конца 1920-х, времени первых набросков романа).
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
И главные герои, и остальные персонажи существуют, таким образом, одновременно в двух мирах — фантазийном и реальном, хотя последнее слово, очевидно, требует кавычек. Вернее было бы сказать, что две Москвы, представленные в картине, — это град земной и град небесный.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Легион обывателей — почти 2000 костюмных единиц — оказался в ведении Ульяны Полянской. "Отшита практически вся массовка, образы туч персонажей. Белая форма с красными акцентами для первомайской демонстрации. Серо-коричневые костюмы для заседания МАССОЛИТа. Мы уделили внимание каждому, поскольку даже если речь про эпизодические роли, как только их образы не доработаны, вся сцена сразу рушится. Мне очень хочется, чтобы зрители обращали внимание на второй, на третий план. Поскольку они раскрывают истории, образы героев первого", — рассказывает она.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". Яркая деталь платья, в котором Гелла (Полина Ауг) появляется в ресторане на вечеринке Моссалита, — винтажный кружевной воротник ручной работы, который придал образу игривость. Этот воротник взяли напрокат у коллекционера
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
"В костюме-тройке по пути на работу в театр, или в своем уютном, будто проеденном молью халате — он должен быть всегда настоящим, — рассказывает Ульяна Полянская. — Его образ в халате, кстати, наверное, мой любимый. В нем он проводит самое счастливое время в мастерской: встречается с Маргаритой, пишет свой роман. Чтобы добиться состаренного эффекта, наша художница-фактуровщица выстригала ворс на бархате маленькими ножницами и выжигала обработанные фрагменты. А после тонко прописывала красками оригинальный узор".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Художницы по костюмам вместо ремонта занялись реконструкцией 1920-х и 1930-х. "[Мода тех лет] подразумевает сдержанные костюмы-тройки. Причем из грубой плотной ткани — гораздо грубее, чем сейчас: мы специально отправляли ассистентов на поиски антикварных материалов той эпохи, хотя бы лоскутов, чтобы воссоздать подобную фактуру. Еще тогда были распространены прямоворотки и косоворотки, как на поэте Бездомном", — вспоминает Ульяна Полянская. Характеры персонажей пробиваются сквозь гомогенность гардероба в деталях. Например, в галстуках и бабочках из коллекции художницы-фактуровщицы, которая на удачу давно собирала аксессуары начала прошлого века, или в модной в 1930-е тюбетейке, которую добавила к образу Алоизия (Александр Яценко) Ульяна.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". По словам Полянской, работая над образом американской певицы в ресторане (Лиза Бурмакова), она пересмотрела множество джазовых коллективов того времени и в итоге вдохновилась юной Билли Холидей периода, когда она начала выступать с оркестром Тедди Уилсон
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Черты стиля переданы и в костюмах, особенно в образах гостей бала — это, например, черное платье с бисерной бахромой Геллы, с лифом в форме звезды, который рифмуется со звездой на полу главного зала. Ар-деко вдохновлялась Галя Солодовникова и при работе над образами полуобнаженной Маргариты-ведьмы.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
"Это настоящий венец нашего творения, — говорит Галя Солодовникова. — Мы очень долго над ним работали. Сначала разрабатывали 3D-модели, потом делали макеты из бумаги и картона, тестировали на актрисе, искали пропорции в соотношении с ее лицом, глазами, лбом, потом были пробные модели из металла, и только после мы постепенно вышли на финальную разработку. Спасибо ювелиру Кате Рабей за то, что это случилось".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Под катом ювелирные изделия Cartier в фильме
Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"
Слева: колье Cartier Ypsilon из белого золота, с бриллиантами и рубинами общим весом 4,34 карата Справа: подвеска Cartier в стиле ар-деко
Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"
Серьги из платины с бриллиантами и двумя замбийскими изумрудами общим весом 20,62 карата. Обручальное кольцо Cartier Trinity. Cерьги Cartier 1895 из платины, с бриллиантами и мозамбикскими рубинами общим весом 5,77 карата
Евгений Цыганов и Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"
Август Диль в часах Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"
"Мы вели очень плотную работу с домом. Нам показывали все украшения — и мы выбирали из них те, что лучше подходят под образы. Не обошлось, правда, и без курьезов. Обычно все украшения бронируют под съемки и их никто не может продавать. Так вот нам оставалась буквально финальная сцена в одних серьгах, когда выяснилось, что они уже где-то на пути в Швейцарию клиентке. В итоге развернулась операция по их возвращению с таможни в духе фильмов про агента 007. Из-за сережек встал весь съемочный процесс. Но они определенно того стоили", — делится Галя.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Мастер пишет не роман, а пьесу "Пилат", которую начинают репетировать, а потом отменяют в театре, масштабами схожем разве что с Театром Армии, хотя, скорее всего, это библиотека имени Ленина, не менее монументальная.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Да и в далеком прошлом Пилат оглашает приговор с балкона дворца, по стенам которого развешаны узкие вертикальные флаги, за долю секунды отсылающие зрителя к муссолиниевской эстетике. Логично: в конце концов, Рим — родина Пилата, и играющий его датский актер Клас Банг говорит на латыни.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
"Костюмы Коровьева до этого момента — воплощение всего разнообразия клетки. Во время представления клетка на нем совершенно преображается, становясь изумрудно-фиолетовыми ромбами из бархата (спасибо за производство этого и других его костюмов мастерской "Арт-пати"). Он неслучайно здесь перевоплощается в некоего Арлекина. В ходе исследований в рамках подготовки к фильму мне стало очевидно, что Булгаков использовал Арлекина в качестве прототипа этого персонажа. Коровьев действительно эдакий шут и в то же время трикстер в нашей истории", — объясняет Галя Солодовникова.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Здесь художницы по костюмам вновь поделили полномочия: сам показ мод делала Галя, а превращение публики — Ульяна. По сюжету, свита предлагает всем зрительницам обменять то, в чем они пришли, на импортные наряды — для этого нужно всего лишь заглянуть в примерочную. По словам Полянской, то, что происходит в кадре дальше, — одна из самых технически сложных задач, которые решал костюмный цех "Мастера и Маргариты": "Для фокуса на показе мод нужно было сделать слетающие волшебным образом платья. Мы очень долго тестировали все лекала и дополнительные элементы в виде лесочек, липучек и кнопок, чтобы платья слетали буквально за секунды! И прорабатывали детали, пока наконец не получилось".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
"Перстни, запонки, броши, фибулы, пуговицы костюмов — мы работали над каждой деталью костюма Воланда, которая могла быть видна в кадре. Так как Воланд — это некая сила без возраста и времени, владеет магией и знанием всех цивилизаций, то в его костюме отражены сакральные знаки с отсылками к Древнему Египту, стилизованные под ар-деко. Вместе с командой Дениса Лищенко, художника-постановщика, мы разрабатывали логотип Воланда W и внедрили его в костюм, украшения и личный реквизит. У нас получилось деликатно разместить его на пуговицах рубашек — этот акцент не бросается в глаза, но ты как бы всегда помнишь, с кем имеешь дело. Как бы он ни маскировался под простого путешественника, перед тобой сам Мефистофель. И он так же легко превращает город М в свое царство W, как буква „М“, обозначающая станцию метро, превращается в „W“ с визитки Воланда, отражаясь в луже, мимо которой он проходит", — рассказывает Галя Солодовникова. Завершает образ Воланда трость, которая в его руках больше походит на скипетр.
Разрабатывала ее команда художника-постановщика Дениса Лищенко: "Мы долго обсуждали с ним, какой она должна быть. По Булгакову, трость венчает голова черного пуделя, но мы посчитали, что нашему герою пудель по характеру не очень подходит. Поэтому ее венчает голова Анубиса".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Существенные расхождения с оригинальным текстом считываются и в костюмах. "В белом плаще, с кроваво-красным подбоем» перед нами появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат, и дальше окажется, что образы из "иудейской" части фильма — кованые доспехи, плащи, туники — чуть ли не единственные, совпадающие с источником.
"Проект изначально даже не назывался "Мастер и Маргарита", а был "Воландом", чтобы зрители воспринимали его как отдельное произведение. Этот фильм "Мастер и Маргарита" — не иллюстрация книги "Мастер и Маргарита". Поэтому мы старались разработать уникальный стиль для каждого персонажа. Не делать дословно так, как написал Булгаков", — поясняет расхождения Галя Солодовникова.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Так, например, когда Мастер впервые встречает Маргариту, она одета не в черное платье, как в оригинале, а в фиолетовый костюм. "Фиолетовый — ее мистический цвет. Позже, в расцвете любви она переходит к светлым цветам через оттенки зеленого и голубого — цвета того самого моря, которое Мастер называет чем-то, что очень любит, хотя ни разу в жизни его не видел. И в финале она вновь приходит к мистическому лилово-фиолетовому, когда "превращается в ведьму" и падает в вечный сон", — рассказывает Галя.