"Высота" (1957) и красота
selyanka1 — 30.01.2024
Любой советский фильм – это шкатулка с двойным, а то и тройным
дном. В СССР любили совмещать жанры, например, или использовать
какой-нибудь "западный-буржуазный" формат в рамках соцреализма и
выходило весьма органично – допустим, многие шпионские и
милицейские детективы 1950-х несли на себе отпечаток нуара. А
бывало и так, что фоном шла интереснейшая идея, подаваемая
исподволь.
В кинокартине Александра Зархи "Высота" (1957) речь идёт о
монтажниках-высотниках, индустриальной мощи, выполнении плана –
всё, как обычно. Плюс – лав-стори, без которой монтаж домны
выглядел бы скучновато. Но, вместе с тем, это – фильм о красоте.
Это слово повторяется так же часто, как и вышеназванная "домна".
Более того, слово шутливо вставлено в песню: "Не то погибнут в
неизвестности / Мои любовь и красота"
.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В романе Евгения Воробьёва, по которому был снят фильм, тема
присутствует, но не так сильно – именно Зархи с его эстетским
чувствованием сделал из производственной мелодрамы настоящее шоу
цвета и света. Он использовал эффектные ракурсы, комбинированную
съёмку, панорамные виды, контрасты, созвучия. Если внимательно
смотреть, в кадре вообще всё подчинено цветосветовой
гармонии.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Допустим, когда в финале Катя с Колей завтракают, цвета их
одежды и – абажура совпадают, и бордо в сочетании с бледно-серыми
стенами комнаты и ярко-белым светом пространства даёт ощущение
…праздничной стабильности. Красный, тем паче - алый дал бы
тревожность. Тёмно-зелёный – приземлил бы. Синий вообще уничтожил
бы всю атмосферу кадра.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Бесконечность ярко-синего неба полностью растворяет серый цвет
спецовок, а красный флаг воспламеняет пелену дождя. Неслучайно
местом съёмок была выбрана Украина – Днепродзержинск, а ряд сцен
снимали в Днепропетровске (по книге это Южный Урал, однако, авторы
киноленты позволили себе перенести место действия в более "яркое"
место).
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Центральная сцена – это диалог Маши - супруги инженера с
прорабом Токмаковым на высоте. И о высоте. Мужчина объясняется с
нравящейся ему женщиной при помощи аллегорий, рассказывая о видах и
типах красоты: есть – спокойная и тихая (природа), а есть
индустриальная и динамичная. При этом, разговор всё равно выглядит,
как объяснение в любви, которая в данный момент невозможна – Маша
замужем, хотя, давно разлюбила супруга, да и он её –
тоже.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В фильме практически нет "говорящих" фамилий, зато
имеются точно звучащие, а потому – указывающее на суть.
Отрицательный герой – Игорь Дерябин звучит холодно и дрябло, а
положительный Максим Токмаков, как радостный стук молотка. Коля
Пасечник – тепло и открыто. Катя Петрашень – звонко. Вася Хаенко –
свистяще. И эта фамилия – говорящая, "хаять". Он ещё и откровенно
некрасив рядом с Колей, и этот крупный и дисгармоничный мужик
оказывается ещё одним "плохишом"...
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Завуалированные или же явные обсуждения и споры о красоте в
фильме иногда касаются и одежды
Cварщица Катерина определяет платье Маши – супруги инженера,
как "ничего так, простенькое", а потом говорит: "Платье на вас
такое… приветливое". Незамысловатый ум находит интереснейшую
трактовку.
Сама Катерина девушка разбитная и любит одежду поярче. И
главный герой однажды даже высмеивает наряд Катерины, как
неподходящий из-за чудовищных цветовых предпочтений.
Сцена эта крайне примечательная.Cознательный пролетарий Коля
Пасечник приходит к подруге Катюшке с целью пригласить её на
культурно-массовое мероприятие, и она выходит к нему в самом своём
лучшем наряде — в оранжевой атласной блузке с зелёной юбкой в
обтяжку (с разрезом) и — с зелёным же платочком на шее. Коля
изумляется и выдаёт ироничный текст по поводу малой уместности
таких сочетаний. Оскорблённая Катя выгоняет насмешливого парня.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Вообще, если проследить карикатуры тех лет, то прослеживается
тенденция — стиляги, тунеядцы, хищные дамочки, беспечные модницы
"предпочитают" именно зелёное с оранжевым. В пособиях "Одевайтесь
со вкусом" и "Эстетика поведения" (в главах, посвящённых моде и
подбору одежды) указывалось, что это "созвучие" ярких цветов — не
просто вызывающе, но и уродливо. Неслучайно, в ретро-песенке группы
"Браво" обыгрывается "стильный оранжевый галстук".
Кадр из фильма "Высота" и карикатура 1950-х, изображающая
охотницу за богатыми стариками.
Кроме того, писалось, что оранжевый — хорош исключительно в
детско-подростковом и ранне-юношеском возрасте. Потом уже —
поздновато носить очень уж весёленькие ситчики. Да, малышам и
школьникам — нормально и в сочетании с зелёным. То есть, высмеивая
эту "морковь с зелёным горошком", карикатуристы и фельетонисты
преследовали сразу две противоположные цели: 1) показывали, что
носитель этих вещей — инфантил; 2) чрезмерно ярок, привлекает
внимание, раздражает. Попугай, одним словом.
Карикатуры на стиляг и модниц.
А в СССР быть вечным дитятей и — ярким, беспечным попугаем —
одинаково провальный путь. Это символ ничегонеделания, дольче-виты,
отдыха. Потому что и для тех, кому всё это можно и красиво, оно — в
праздник, на пляже, в пионерском лагере. То есть, когда человек
отдыхает. Носишь оранжево-зелёное? Стало быть, мечтаешь о
шике-блеске курортной жизни.
В случае с Катей из "Высоты" - она железно не тунеядка. Отлично
работает и не боится никакого труда.
Типичная карикатура на отщепенца.
Зато она — разболтанная, курящая не_комсомолка. Да ещё и
"надкусанное яблочко" (в смысле общения с кавалерами). В 1950-х
дидактика была прямолинейной, с чётким указанием на "хорошо" и
"плохо", в многочисленными маркерами соответствия и несоответствия.
Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить
скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья и вот тогда
ей подходит шарфик, подаренный ей Пасечником. Одежда — как символ
становления. И — высоты. Название-то у кинокартины -
многосложное.
Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить
скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Отсюда Отсюда