"Высота" (1957) и красота

топ 100 блогов selyanka130.01.2024 Высота (1957) и красота _900 x 600 1.jpg


Любой советский фильм – это шкатулка с двойным, а то и тройным дном. В СССР любили совмещать жанры, например, или использовать какой-нибудь "западный-буржуазный" формат в рамках соцреализма и выходило весьма органично – допустим, многие шпионские и милицейские детективы 1950-х несли на себе отпечаток нуара. А бывало и так, что фоном шла интереснейшая идея, подаваемая исподволь.

В кинокартине Александра Зархи "Высота" (1957) речь идёт о монтажниках-высотниках, индустриальной мощи, выполнении плана – всё, как обычно. Плюс – лав-стори, без которой монтаж домны выглядел бы скучновато. Но, вместе с тем, это – фильм о красоте. Это слово повторяется так же часто, как и вышеназванная "домна". Более того, слово шутливо вставлено в песню: "Не то погибнут в неизвестности / Мои любовь и красота"
              .
Высота (1957) и красота 2 rziAr14jpdz.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В романе Евгения Воробьёва, по которому был снят фильм, тема присутствует, но не так сильно – именно Зархи с его эстетским чувствованием сделал из производственной мелодрамы настоящее шоу цвета и света. Он использовал эффектные ракурсы, комбинированную съёмку, панорамные виды, контрасты, созвучия. Если внимательно смотреть, в кадре вообще всё подчинено цветосветовой гармонии.
Высота (1957) и красота 3 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Допустим, когда в финале Катя с Колей завтракают, цвета их одежды и – абажура совпадают, и бордо в сочетании с бледно-серыми стенами комнаты и ярко-белым светом пространства даёт ощущение …праздничной стабильности. Красный, тем паче - алый дал бы тревожность. Тёмно-зелёный – приземлил бы. Синий вообще уничтожил бы всю атмосферу кадра.
Высота (1957) и красота 4 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Бесконечность ярко-синего неба полностью растворяет серый цвет спецовок, а красный флаг воспламеняет пелену дождя. Неслучайно местом съёмок была выбрана Украина – Днепродзержинск, а ряд сцен снимали в Днепропетровске (по книге это Южный Урал, однако, авторы киноленты позволили себе перенести место действия в более "яркое" место).
     
Высота (1957) и красота 5 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Центральная сцена – это диалог Маши - супруги инженера с прорабом Токмаковым на высоте. И о высоте. Мужчина объясняется с нравящейся ему женщиной при помощи аллегорий, рассказывая о видах и типах красоты: есть – спокойная и тихая (природа), а есть индустриальная и динамичная. При этом, разговор всё равно выглядит, как объяснение в любви, которая в данный момент невозможна – Маша замужем, хотя, давно разлюбила супруга, да и он её – тоже.
Высота (1957) и красота 6 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В фильме  практически нет "говорящих" фамилий, зато имеются точно звучащие, а потому – указывающее на суть. Отрицательный герой – Игорь Дерябин звучит холодно и дрябло, а положительный Максим Токмаков, как радостный стук молотка. Коля Пасечник – тепло и открыто. Катя Петрашень – звонко. Вася Хаенко – свистяще. И эта фамилия – говорящая, "хаять". Он ещё и откровенно некрасив рядом с Колей, и этот крупный и дисгармоничный мужик оказывается ещё одним "плохишом"...
 
Высота (1957) и красота 7 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
       
Завуалированные или же явные обсуждения и споры о красоте в фильме иногда касаются и одежды

Cварщица Катерина  определяет платье Маши – супруги инженера, как "ничего так, простенькое", а потом говорит: "Платье на вас такое… приветливое". Незамысловатый ум находит интереснейшую трактовку.

Сама Катерина девушка разбитная и любит одежду поярче. И главный герой  однажды даже высмеивает наряд Катерины, как неподходящий из-за чудовищных цветовых предпочтений.
 
Сцена эта крайне примечательная.Cознательный пролетарий Коля Пасечник приходит к подруге Катюшке с целью пригласить её на культурно-массовое мероприятие, и она выходит к нему в самом своём лучшем наряде — в оранжевой атласной блузке с зелёной юбкой в обтяжку (с разрезом) и — с зелёным же платочком на шее. Коля изумляется и выдаёт ироничный текст по поводу малой уместности таких сочетаний. Оскорблённая Катя выгоняет насмешливого парня.

Высота (1957) и красота 10 zRHutmX3vJaurV.jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
 
Вообще, если проследить карикатуры тех лет, то прослеживается тенденция — стиляги, тунеядцы, хищные дамочки, беспечные модницы "предпочитают" именно зелёное с оранжевым. В пособиях "Одевайтесь со вкусом" и "Эстетика поведения" (в главах, посвящённых моде и подбору одежды) указывалось, что это "созвучие" ярких цветов — не просто вызывающе, но и уродливо. Неслучайно, в ретро-песенке группы "Браво" обыгрывается "стильный оранжевый галстук".

Высота (1957) и красота 11 micRezlEZS5APPlgsw.jpg
Кадр из фильма "Высота" и карикатура 1950-х, изображающая охотницу за богатыми стариками.
Кроме того, писалось, что оранжевый — хорош исключительно в детско-подростковом и ранне-юношеском возрасте. Потом уже — поздновато носить очень уж весёленькие ситчики. Да, малышам и школьникам — нормально и в сочетании с зелёным. То есть, высмеивая эту "морковь с зелёным горошком", карикатуристы и фельетонисты преследовали сразу две противоположные цели: 1) показывали, что носитель этих вещей — инфантил; 2) чрезмерно ярок, привлекает внимание, раздражает. Попугай, одним словом.


Высота (1957) и красота 12 scale_1200 (1).jpg
Карикатуры на стиляг и модниц.
А в СССР быть вечным дитятей и — ярким, беспечным попугаем — одинаково провальный путь. Это символ ничегонеделания, дольче-виты, отдыха. Потому что и для тех, кому всё это можно и красиво, оно — в праздник, на пляже, в пионерском лагере. То есть, когда человек отдыхает. Носишь оранжево-зелёное? Стало быть, мечтаешь о шике-блеске курортной жизни.
В случае с Катей из "Высоты" - она железно не тунеядка. Отлично работает и не боится никакого труда.

Высота (1957) и красота 13 scale_1200 (1).jpg
Типичная карикатура на отщепенца.
Зато она — разболтанная, курящая не_комсомолка. Да ещё и "надкусанное яблочко" (в смысле общения с кавалерами). В 1950-х дидактика была прямолинейной, с чётким указанием на "хорошо" и "плохо", в многочисленными маркерами соответствия и несоответствия. Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья и вот тогда ей подходит шарфик, подаренный ей Пасечником. Одежда — как символ становления. И — высоты. Название-то у кинокартины - многосложное.

Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья.

Высота (1957) и красота 14 scale_1200 (1).jpg
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Отсюда   Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Легко дышать" - чудесное название небольшой выставки живописи Теи Келехсаевой и Дмитрия Тедеева. Попала я на неё совершенно случайно, заглянув в ТЦ "Европа" и не пожалела, что зашла. Моё любопытство обернулось настоящим праздником души. Было такое ощущение, что приняла ...
Юрий Алексеевич Дмитриев родился 28 января 1956 года. Детдомовец, усыновлён. Не имеет даже среднего образования. Но в итоге стал самопровозглашённым историком и большим правозащитником, чему способствовало специфическое хобби - бродить по лагерным кладбищам на территории ...
Собственно, что и требовалось доказать: rambo54 сделал свое дело, и исчез. Вбросив в том числе и с помощью некоторых российских экспертов информацию, в частности, о боевом лазерном комплексе «Пересвет», эта ранее почти никому не известная страница (возможно, «консерва») в твиттере ...
Герой № 1: Сначала он объявил, что будет создавать народный автомобиль, собрал со всех деньги.Автомобиля, естественно, не получилось, но за счет собранных денег удалось прикарманить народное телевидение, но не все. Когда его все же ...
Дневник deto4ka44_deto4ka44 :: ...