Как в Хогвартсе: система образования для реальной жизни
smapse — 18.08.2022Серию книг о Гарри Поттере очень любят анализировать психологи и философы, историки и религиоведы. Конечно, это в первую очередь роман о взрослении, о добре и зле, о любви и смерти, о верной дружбе.
Но есть там и ещё один важный аспект. В романе тщательно выстроена и подробно описана система образования, напоминающая британскую систему школ – интернатов, куда дети уезжают из родного дома на весь учебный год.
Эта система обладает известной привлекательностью, но пугает полной оторванностью подростка от семьи, которую на период учёбы заменяют товарищи и учителя. Рассмотрим же основные принципы придуманной школы магии в контексте их применения в реальной жизни.
Единственная ступень образования
В мире Гарри Поттера в качестве учебного заведения представлен только Хогвартс. Не понятно, каким образом к моменту поступления туда, то есть к 11 годам, юный волшебник должен научиться каким-то базовым навыкам, то есть умению хотя бы читать, писать и считать.
Видимо, ранние ступени образования придётся осваивать в обычном, не магическом мире. Окончив Хогвартс, 17-летние юноши и девушки теоретически готовы приступать к работе в разнообразных магических государственных организациях, служить в магическом спецназе или заниматься, например, изучением драконов.
Для современного цивилизованного человека с долгим периодом взросления и обучения — это немного радикально.
Выбор по психотипу
Всех прибывших в Хогвартс новичков распределяют по четырём факультетам, исходя из особенностей их личности. Детей делят на смелых, умных, добрых и хитрых. С одной стороны это облегчает детям поиск друзей и единомышленников в новом коллективе, но с другой закладывает большие проблемы в будущем.
Содержание романа ясно указывает на то, что большинство тёмных магов вышли из Слизерина, где их дурные наклонности получили полное развитие.
Возможно, смешанное распределение учеников помогло бы избежать такого эффекта, и негативные черты характера у некоторых детей, попади они в более положительное окружение, прошли бы вместе с детством.
Баллы для факультета
Система начисления общих баллов всему факультету за успехи (или списание за нарушения) одного ученика тоже неоднозначна. Конечно, такой подход воспитывает командный дух и приучает подростка к ответственности не только за себя и свои личные достижения, но и за своих товарищей по факультету.
Но, возможно, такой уровень ответственности непосилен для современного, зачастую избалованного и инфантильного ребёнка, и вводить такую жёсткую систему стоит постепенно, не с первого года обучения, когда нагрузка на психику только что покинувшего родной дом и семью ученика и так велика.
Практическое обучение
Большинство учебных предметов в Хогвартсе преподаются в качестве практических навыков.
Учащимся дают минимум теоретических знаний, но долго и тщательно отрабатывают с ними применение заклинаний, изготовление волшебных снадобий, правила ухода за магическими существами и растениями.
В результате способные и старательные ученики уже на первом году обучения владеют сильными заклинаниями, во всю летают на метле и могут без страха поговорить с призраком или прогнать злого духа.
Система аттестации
Система оценивания успехов учащихся волшебников практически ничем не отличается от принятой у маглов. Помимо текущих оценок за письменные и практические задания, существует промежуточный экзамен после пяти лет обучения и итоговый экзамен по окончании Хогвартса.
Промежуточный экзамен даёт возможность ученику определить дальнейшее направление образования, а на основании выпускного экзамена уже происходит трудоустройство начинающего мага.
Низкие баллы на выпускном не позволят устроиться на хорошую работу и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь юного волшебника.
Поточные лекции
Такая система лекций и семинаров, когда присутствуют одновременно учащиеся с разных факультетов, принята во многих университетах мира и России.
Это упрощает задачи лектора: ему не нужно повторять одну и ту же лекцию для разных потоков студентов. Кроме того, студенты разных факультетов могут поближе познакомиться и установить горизонтальные связи.
Магическое высокомерие и консерватизм
Магическая система образования свысока относится к магловской науке и практике. Совсем не рассматриваются приёмы обучения, наработанные в среде обычных людей за последние 500 лет.
Маги считают себя заведомо выше и умнее прочих не волшебников и даже изучают их, как отдельный биологический и социальный вид. Так упускаются из виду многие полезные методики и знания другой, не волшебной, части людей.
Работа с источниками
В романе часто возникает ситуация, когда прилежная и старательная ученица Гермиона целые дни проводит в библиотеке, работая с литературой, чтобы написать самостоятельное исследование. Ученики Хогвартса пишут такие работы почти по всем предметам.
Безусловно, умение самостоятельно работать с источниками – это полезный и необходимый навык. Смущает только несколько формальное требование к объёму работы: он определяется длиной свитка, а не его содержанием.
Любительское преподавание
К сожалению, преподавательские кадры в школе магии не имеют никакого педагогического образования. Каждый старается в меру своих представлений об обучении юных магов, и иногда это выливается в унижение учеников, как у профессора Снейпа, иногда в откровенное насилие, как в случае Долорес Амбридж, а порой место преподавателя занимает случайный человек, который и научить то ничему не способен.
При этом никакой аттестации преподавателей не происходит, и недополученные учениками знания им придётся приобретать самостоятельно по ходу жизни.
Квиддич вместо физ-ры
Регулярных занятий физкультурой в Хогвартсе, скорее всего, нет. Во всяком случае, в романе они не упоминаются. Зато активно пропагандируется командная игра, за которую болеет вся школа: квиддич. Это командные гонки на мётлах за мячами, со множеством сложных правил.
Соревнования между факультетами происходят с большой помпой, игроки пользуются огромной популярностью среди товарищей. Судя по всему, весь магический мир любит квиддич, регулярно проводятся мировые чемпионаты и среди взрослых спортсменов.
Всё это прекрасно, но подросткам, не вовлечённым в команды факультетов, неплохо было бы организовать какие-то спортивные занятия на время учёбы для здорового развития их волшебных организмов.