Как устроены трамваи в Хельсинки.

топ 100 блогов kak_eto_sdelano24.11.2014 Ну вот, сегодня у нас «в эфире» моя любимая транспортная тема: к нам из славного финского города Хельсинки приехали сразу 3 трамвая. Я запрыгнул на подножку, покатался, поснимал, и конечно, традиционно проспав конечную, побывал в депо. А за одно узнал разные интересные факты о самых новых трамваях.

Как устроены трамваи в Хельсинки.



Да, конечно же, финские трамваи не приезжали в Москву — у них ширина колеи и напряжение другие. Пришлось съездить к ним самому.

Единственная действующая в Финляндии трамвайная сеть находится в Хельсинки. Здесь она работает с 1888 года, и до 1900 года она работала на конной тяге. На электрический трамвай финны переходили долго, в основном, из-за дороговизны электричества.
Трамвайные линии в Финляндии действовали так же в Турку и в Тампере, но там от них отказались ещё в середине 20го века.
Вагоны поставлялись сначала из Швеции, потом из Германии и США. В 40е годы появились первые финские трамваи, их производила крупная машиностроительная компания Valmet Oy. С 1998 по 2003 годы было закуплено 40 новых трамваев с низким полом производства компании Bombardier. А с 2013 года в Финляндии снова начали производить трамваи, разработанные с учётом новых реалий: требований эргономики, экономичности, климата и опыта эксплуатации всех предыдущих моделей.


01. Вот он новый трамвай производства финской компании Transtech Oy. Сейчас в Хельсинки их всего 2, но город заказал ещё 40. Обратите внимание на пассивную безопасность: трамвай имеет выступающий бампер, который не только гасит удар при столкновении, но и снижает вероятность засасывания пешехода под колёса; а «обвес» полностью закрывает ходовую часть, что дополнительно препятствует попаданию в подвижные части одежды и посторонних предметов. Кроме того, отсутствуют зеркала — вместо них установлены камеры. Сама конструкция рамы вагона рассчитана на максимальную безопасность пассажиров при аварии, и соответствует трём международным стандартам безопасности для рельсового транспорта: стандарту сварки кузовных элементов EN15085, стандарту статичных и усталостных нагрузок EN12663 и стандарту устойчивости к различным видам деформаций EN15277.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


02. Для проектирования этого трамвая была создана инженерная группа, стоимость проекта составила полмиллиона Евро (Есть эксперты? это много или мало для разработки трамвая?). Стоимость одной единицы 2,5 млн.€. Для сравнения, ориентировочная стоимость нового отечественного вагона с низким полом, построенного на Тверском заводе составляет около 650 000€.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


03. Салон узкий, но, и трамвайная колея в Хельсинки узкая, шириной всего 1000 мм (железнодорожная и трамвайная колея в России имеет ширину 1520 мм, железнодорожная колея в Финляндии — 1524 мм), и много кривых малого радиуса, что накладывает ограничения на длину вагонов и их секций. При этом пассажировместимость нового трамвая — 74 сидячих места + 14 откидных сидений, 125 мест для стоящих пассажиров. Пол, естественно, низкий по всему салону, максимальная высота над землёй всего 52 см.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


04. Общая длина трамвая 27,6 метров. Композитные панели внутренней и внешней отделки имеют простую съемную конструкцию и могут быть легко заменены на новые в случае повреждений при авариях или от действий вандалов.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


05. Интерьер неплохо продуман в мелочах: зацените столик, подголовники и обивку с изображением схемы маршрутов )).

Как устроены трамваи в Хельсинки.


06. Валидатор для транспортных карт. Никаких, кстати, турникетов! Когда же у нас их отменят? В метро в Хельсинки, тоже нет турникетов, весь контроль оплаты проезда осуществляется контролёрами. Я мало знаком с системой оплаты проезда в Хельсинки, но, как я понимаю, здесь тоже зональная оплата проезда, либо проездные на определённый период. Кто точно знает?

Как устроены трамваи в Хельсинки.


07. Задняя площадка вагона. Видна откинутая консоль для управления в обратном направлении (используют при манёврах в депо, например). Конечно же при работе на маршруте консоль находится в закрытом положении, но, мы участвовали в демонстрационном рейсе, без пассажиров, и в сопровождении официальных лиц, так что, нам показали всё )).

Как устроены трамваи в Хельсинки.


08. Консоль управления крупнее.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


09. Кабина и пульт управления разработаны при участии специалистов по эргономике и, что крайне важно, водителей трамваев. Проработано всё до мелочей. И даже кресло, как в дорогом автомобиле, кожаное, с памятью на установленные несколькими разными водителями положения!
Кто тут у нас есть из машинистов/водителей? Как на нашем отечественном транспорте с этим дела обстоят?

Как устроены трамваи в Хельсинки.


10. В салоне установлено 11 камер наблюдения, а так же внешние камеры, заменяющие зеркала заднего вида. На два больших монитора в кабине выводятся как изображения с этих камер, так и все необходимые параметры трамвая и дорожные сигналы. Необходимая информация о трамвае передаётся в реальном времени в диспетчерскую, так же обеспечивается оперативная голосовая связь. Ну это всё, вроде, уже давно стандартно для современного городского транспорта.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


11. Кабина водителя имеет отдельный климат-контроль. В салоне тоже предусмотрен климат-контроль и пол с подогревом. Причём, климатическая система энергоэффективная, часть электроэнергии получает за счёт торможения вагона (рекуперация).

Как устроены трамваи в Хельсинки.


12. Дизайн трамвая разработан при участии студии промышленного дизайна IDIS Design Ltd, выбранной компанией Transtech, интерьер создан финским дизайнером Йюни Рииконен (Jouni Riikonen), которого выбрала Транспортная компания Хельсинки HCT. Цветовое решение продолжает сложившиеся традиции и узнаваемость, а внешний дизайн разрабатывался с таким учётом, что бы трамвай хорошо смотрелся как на фоне старых, так и новых городских кварталов.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


13. Постер с устройством нового трамвая на стене в депо: люблю такие картинки.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


14. Давайте теперь посмотрим на предшественников: это HKL 71-112 и 71-103. Отличаются количеством секций. Эти вагоны выпускались в 80х годах 20го века на финском заводе Valmet, и, пройдя в 2006-2010 годах модернизацию до сих пор находятся в эксплуатации, составляя более половины парка в Хельсинки. Их в первую очередь и будут менять.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


15. Это одно из трёх трамвайных депо Valila.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


16. Чисто. Хотя депо и старое. Такую чистоту я видел только в нашем новом Строгинском депо.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


17. Кабина старого HKL 71-112. Ну, да, можете сравнить с новым.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


18. Салон. Чем-то похож и на наши старые вагоны. Пол ещё не низкий, коляски приходится поднимать. Но, правда, при модернизации его удалось немного понизить.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


19. Старые трамваи, по мере их замены на новые будут продаваться в Польшу, по бросовой цене всего в 15 000 € за единицу.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


20. Пульт управления на задней площадке.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


21. Уровень пола в месте соединения секций ещё выше. Когда-то об этом не задумывались.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


22. А вот трамвай производства канадского Bombardier, который поставлялся до 2003 года. При разработке своего нового трамвая финны учитывали и его недостатки. Эти вагоны пройдут модернизацию и останутся в эксплуатации.

Как устроены трамваи в Хельсинки.


23. И, наконец, необычный ретро-трамвай HKL 175, выпущенный на заводе Valmet в 1959 году. Трамвай курсирует по экскурсионному маршруту в летние месяцы. В салоне устроен бар, и его (правда, как и обычные вагоны) можно арендовать под мероприятие.

Как устроены трамваи в Хельсинки.

Благодарности выражаются
Посольству Финляндии в Москве, лично Весе Кекяле и Алле Богомоловой; МИД Финляндии, Анне Юлетюйнен и Суви Латва-Мурто; HKL, Оллпекке Хейккиля и Тапио Хёльтя; Transtech и Маркку Блумбергу; Администрации города Хельсинки, Пекке Саури, Касперу Алмквист, Пауле Катаямяки, Леене Сильверберг; Finnfacts и Кате Анттила.

Взят у Как устроены трамваи в Хельсинки. docent в Трамвайный пост


  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог

  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны

  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь


Читайте наш новый сайт kak-eto-sdelano.ru, где будет выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире, а также вконтакте, в фейсбуке, и в одноклассниках.
Как устроены трамваи в Хельсинки. Как устроены трамваи в Хельсинки. одноклассник.jpg



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера беседовал в походе с одной женщиной, которая в Израиле около восьми месяцев и  ещё учится  в ульпане. Я её знаю уже несколько месяцев, по предыдущим походам, но вот темы, о которой я упомяну  сейчас, мы коснулись только вчера. Она ...
Инспекция Центра государственного языка Латвии оштрафовала организаторов визита Деда Мороза из Великого Устюга в город Резекне за то, что мероприятия с его участием проходили на русском языке без перевода на латышский. Как сообщила в ...
Утром 24  июня  мне    написали  в  комментариях, что       моя интуиция заработала планетарное признание.  Это,  конечно,   художественное    преувеличение,  но  всё  ...
Сегодня в Москве, после длившейся более 10 лет болезни, умер Владислав Ардзинба, ...
В НГ неплохая статья о сотоянии российского правосудия: http://www.novayagazeta.ru/politics/59186.html В частности содержит не известную мне ранее официальную статистику: Это подтверждают данные сводного статистического отчета, подготовленного судебным департаментом Верховного суда ...