Как Татьяна Пельтцер стала для Александра Абдулова бабушкой: история их дружбы
amarok_man — 20.05.2023
«Всесоюзная бабушка» Татьяна Пельтцер всегда отличалась неуемным
темпераментом. Недоброжелатели, поджав губы, называли ее слишком
шумной, несдержанной и вздорной. Те, кто любил, — задорной,
искрящейся, отчаянной. Правда, на девятом десятке силы начали ее
оставлять. Но тут на помощь пришел Александр Абдулов...
Татьяну Пельтцер невозможно забыть: ее героини, бабушки в
платочках, бесстрашно карабкались на крышу, танцевали на карнизе,
штурмовали высокие заборы и ездили на крыше троллейбуса. Причем
почти все опасные трюки Татьяна Ивановна выполняла сама, без
дублеров. Она и в самом деле была отчаянной и ничего не боялась.
Кроме одного — остаться без ролей, без театра.
По словам тех, кто ее знал, Татьяна Пельтцер очень любила
красиво и изысканно одеваться. Она до последних дней тщательно
следила за собой и, когда выходила на улицу в кокетливой шляпке и
нарядном платье, ее засыпали комплиментами все мужчины. Энергия
этой «бабушки» действительно била через край. Даже в весьма
почтенном возрасте Татьяна Ивановна каждое утро в обязательном
порядке занималась гимнастикой, даже на гастролях, в гостинице.
Потом выпивала чашку крепкого кофе и выкуривала неизменную
папиросу. Все: она готова была работать, покорять новые крыши!
«Сыночки» — только в кино и на сцене
Замужем она была лишь однажды, и брак продлился недолго. Детей
у актрисы не было. Рассказывают, во время съемок «Ивана Бровкина»
она как-то раз обняла исполнителя главной роли, Леонида Харитонова,
поцеловала его в макушку и проговорила: «Сыночек мой... Хоть в кино
почувствовать себя матерью, раз в жизни не довелось...».
«Мини-скандалы» для тонуса
Сказать, что все вокруг ее любили, — преувеличение. Татьяна
Ивановна обладала острым языком и не стремилась всем нравиться.
Иногда могла язвительно пошутить, чем порой ввергала в шок
окружающих. Все 30 лет, что Пельтцер проработала в Театре Сатиры, у
нее то и дело возникали трения с главным режиссером, Валентином
Плучеком. А потом в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров. Они
с Татьяной Ивановной быстро нашли общий язык. И, когда Захаров
пригласил ее потом в свой «Ленком», Татьяна Ивановна с радостью
согласилась. Ей в ту пору было уже больше 70 лет.
Не все было гладко: актриса позволяла себе опаздывать и
по-прежнему оставалась острой на язык, Захаров не раз грозился ее
уволить, на что Пельтцер отвечала угрозами «написать куда следует»
как секретарь партийной организации театра. И все же потом они
неизменно мирились и продолжали любить друг друга. Похоже, такая
платоническая любовь, сдобренная перцем взаимных упреков и
мини-скандалов, помогала актрисе оставаться в тонусе. Перед каждым
спектаклем она устраивала перебранку — и выбегала на сцену с
горящими глазами, получив «заряд бодрости
«Я буду ей подсказывать...»
И все же «всесоюзная бабушка» потихоньку сдавала: возраст не
щадит никого. Татьяне было уже 85, когда все стали замечать: она
катастрофически забывает тексты своих ролей, теряется на сцене,
спектакли находятся под угрозой срыва... На общем собрании труппы
подняли вопрос: может быть, пора уже расстаться с пожилой актрисой?
Ну да, ее любят зрители, многие приходят в театр специально «на
Пельтцер», даже если у нее единственный крошечный выход в
пьесе.
Но как быть, если Татьяна Ивановна действительно сильно сдала
в последнее время?
Тогда встал Александр Абдулов. «Пожалуйста, не увольняйте
Пельтцер, — попросил он. — Я буду ей помогать, буду говорить текст
за нее...» Руководство театра пошло навстречу горячему порыву
молодого артиста. Пельтцер оставили. Абдулов сдержал обещание: он
подстраховывал Татьяну Ивановну, водил ее по сцене, подсказывал
реплики, а если надо было — слегка подталкивал, напоминая.
Спектакль нисколько не пострадал: все выглядело естественным, ведь
в «Поминальной молитве» Александр Абдулов играл сына ее героини.
Татьяна Ивановна была счастлива: ее не разлучили с любимым театром,
она может выходить на сцену! Так продолжалось почти до самых
последних дней актрисы.
Весёлая дружба
Александра Абдулова и Татьяну Пельтцер связывала самая нежная
дружба, которую только можно себе представить. Рассказывали, что
однажды он выиграл у нее в карты 9 копеек (Татьяна Ивановна была
заядлой картежницей), и с тех пор каждый раз, когда собиралась
компания «перекинуться в картишки», Пельтцер притворно вздыхала:
мол, Саша ее обчистил, без гроша оставил! А тот с деланным
раскаянием выворачивал карманы...
Об этой дружбе потом рассказывал Марк Захаров: «Ее последняя,
прощальная роль — в "Поминальной молитве", в паре с Абдуловым... К
Саше у нее было особое отношение. Они как-то очень весело дружили.
Как встанут болтать и хохотать возле расписания — водой не
разольешь... Он называл ее "баушкой" (через "у").
Мы все ее называли "баушкой" — так нам казалось смешнее и
добрее. Дружба Татьяны Ивановны с Сашей Абдуловым была очень
пронзительная, фантастическая, хотя и возникла она поздно — уже в
последние годы жизни Татьяны Ивановны... Бывало, что она забывала
слова, и Саша глазами, жестами помогал ей "включиться" в
реальность. У них был контакт на очень тонком уровне».
Верный рыцарь был рядом с Татьяной Ивановной до конца. И
смерть любимой «баушки» стала для Абдулова большой утратой. К
сожалению, нет уже с нами и Александра Абдулова, и Марка
Захарова... Но в «Ленкоме» еще долго будут вспоминать об этой
трогательной театральной дружбе
https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/kak-tatyana-peltcer-stala-dlya-abdulova-babushkoy-istoriya-nezhnoy-druzhby/