Как строилась «Мёртвая дорога?


Мыс Долгий на реке Таз - один из сохранившихся и неиспользуемых участков "Мертвой дороги"
Магистраль возводилась быстрыми темпами и через несколько месяцев приблизилась к предгорьям Урала. Уральские горы в приполярном регионе всегда были серьезным препятствием для советских строителей. Да и сейчас это серьезный фактор при реализации инфраструктурных проектов.
Даешь Игарку!
В соответствии с проектом возведения железной дороги на протяжении трассы возникли десятки станций и разъездов, было построено большое количество школ, детских садов, клубов, медицинских учреждений, жилых домов, ремонтных мастерских, железнодорожных депо, дизельных электростанций, верфей, пристаней, складов, мостов и т.д. В ходе строительства дороги впервые была проложена прямая телефонная линия Москва – Игарка.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект железной дороги Чум -Салехард - Мыс-Каменный - Игарка оказался соответствующим образом обоснован, хотя при его реализации и не обошлось без проектировочных оплошностей и недоработок. В результате чего произошло изменение первоначального направления трассы с полуострова Ямал на берега Енисея, в район заполярного города Игарка.
Изначально, с 1947 году проект имел реальную цель – строительство опережающей транспортной инфраструктуры для освоения регионов советской Арктики, а также для обеспечения стратегических интересов страны на Крайнем севере, в частности - обустройство военно-морской базы на побережье Ледовитого океана, на полуострове Ямал в районе поселка мыс Каменный. В 1949 году цель была скорректирована – теперь задачей-минимум для строителей магистрали становилось достижение города и порта Игарки на берегу реки Енисей, в Красноярском крае.

Фото из фондов Игаркского музея вечной мерзлоты: город Игарка в конце 1940-х годов ХХ века
Конечная цель трансформировалась в промежуточные задачи по строительству транспортной инфраструктуры, социальных и энергетических объектов. Реализация проекта обосновывалась аргументами стратегического характера: геополитическими и оборонительными – в арктической зоне необходимо было иметь надежную транспортную и энергетическую инфраструктуру для создания военно-стратегических объектов: военно-морских баз, аэродромов, воинских гарнизонов. Не менее важным оказалось и народнохозяйственное значение железной дороги. Предполагалось, что трасса внесет решающий вклад в процесс освоения неиспользуемых северных территорий, богатых полезными ископаемыми и природными ресурсами, обеспечит круглогодичную транспортную связь северных и центральных регионов страны.
|
</> |