Как снимаются санкции (3/3)

Возникла новая реальность – красная Россия и спрос на торговлю с ней. Стало ясно – кто победитель. Вот что писал Колчак в своем последнем письме: «Все отношения на иностранной политике основанные, определяются успехом или неуспехом. Когда у меня были победы, все было хорошо, когда были неудачи – я чувствовал, что никто меня не поддержит и никто не окажет помощи ни в чем. Все основано только на самом примитивном положении – победителя и побежденного. Победителя не судят, а уважают и боятся, побежденному – горе! Вот сущность всех политических отношений, как внешних, так и внутренних».
Да, в этом сущность. Победителя признали. С победителем нужно торговать. У него в руках – рынки. Этот победитель – Москва. Блокаду – снять.
Как снять санкции, если очень хочется
Желание торговать с Россией было повсеместно. Проблема – никто не был готов признавать РСФСР. Но как тогда торговать на законных основаниях? Нужна была идея. И она появилась.
Российский кооператор Беркенгейм, член Правления Центросоюза, выступил 14 января 1920 г. на Парижской мирной конференции, перед главами правительств Англии, Франции и Италии. Идея – можно миновать правительство и не вступать с ним в прямые отношения, если торговать через кооперацию, плоть от плоти народной. И с этим согласились. 16 января 1920 г. Антанта заявила, что торговые отношения с русским народом возобновляются посредством кооперации. Блокада прорвана.
А через год, 16 марта 1921 г. заключено англо-российское торговое соглашение. Открыта дорога к таким же договорам с другими странами.
По сути – не только торговое. Это де-факто признание новой России. Стороны обязуются воздерживаться от враждебных действий, от пропаганды; признание паспортов; добровольная репатриация граждан; отказ от любых форм блокады; содействие взаимной торговле; свобода мореплавания и благоприятный режим для судов; свобода действий и защищенность торговых представителей; обеспечение почтовых коммуникаций и т.п.
Есть ли уроки санкций 1919 – 1920 гг.?
Да, они есть. Быть победителем.
|
</> |