
Как сделать из танка кипятильник и не облажаться


В те далекие времена, когда Макаревич весело пел относительно неплохие песенки и не страдал от маразма, а Цой тоже пел вполне сносно и ещё не попал под "Икарус". В те времена, когда школьники хоть и курили на переменах очень крепкие сигареты без фильтра, звонили друг другу с домашнего телефона, однако могли написать сочинение по литературе, поскольку это было обязательным испытанием для получения аттестата. В те годы, когда нашим был не только Крымнаш, но ещё и Таджикистан, Белоруссия, Латвия и другие республики. Так вот, в эти незапамятные восьмидесятые, точнее во вторую их незапамятную половину, на советском престоле восседал муж Раисы Максимовны Горбачевой - Михаил.
Михаил был человеком деятельным, но мало в чем разбирающимся. Ну разве только в пицце, да и то только за гонорар (не даром же сниматься в рекламе, в самом-то деле). Не разбирался Михаил и в конверсии. Зато в ней очень хорошо разбирался Рейган, который в те же годы был кормчим Цитадели Свободы. Рональд сказал Михаилу как-то: "Misha, если бы нашей планете угрожала высадка инопланетян, СССР и США быстро бы нашли общий язык". Mishaсогласился и добавил на XXVII Съезде КПСС 25 февраля 1986 года: "Разве ядерная катастрофа не является более реальной опасностью, чем высадка неведомых инопланетян?" И в 88-м году было объявлено о начале конверсии военного производства СССР, переходе предприятий с производства военной промышленности на производство гражданской.
Как и все идеи, которые сперва кажутся охренительными, ну типа окончание холодной войны, миру-мир, потепление отношений, эта тоже казалась поначалу именно такой.
А что бы она казалась ещё более такой, партия сократила оборонный заказ на производство вооружения и военной техники более чем на 20 %. "Так живее "конверситься" будут", - подумал Михаил и с благодушною улыбкою почесал свой консенсус.
Тут, конечно, он не прогадал. На гражданские рельсы ВПК начал перебираться очень активно. На заводах, прежде изготовлявших газотурбинные танковые двигатели, теперь начали производить кастрюли, кипятильники, заколки-невидимки и многие другие полезные вещи, которыми, правда, поддерживать обороноспособность страны возможно только в фантазиях утративших остатки адекватности либеральных мыслительниц, царствие им, кстати, небесное. Как оказалось, заработать на выпуске сковородок из авиационного титана - это тоже утопия почище коммунизма. Правда, надо отдать должное, военные предприятия на гражданский рынок выбрасывали продукцию такого качества, что она переживет всех нас и может ещё дойдет в виде окаменелостей до наших потомков.

Так в чем же была проблема? А в том, что конверсия осуществлялась административно-командными методами и в итоге слилась в примитивную замену некоторой части наукоемкой военной продукции на гражданскую. Иначе говоря, если можно было быстро переформатировать производственную линию для выпуска мангалов - это делалось. Если же аппаратура, станки и прочее оборудование ну никак не могли тачать цветочные горшки - эта часть производства простаивала.
С самого начала эта конверсия была ориентирована на скорейшее высвобождение значительных производственных ресурсов и получение от них максимальной экономической выгоды в кратчайшие сроки. Но так не бывает. Без научно обоснованных оценок текущих и перспективных потребностей обороны страны, без учета закономерностей военно-экономического развития получается не конверсия, а в лучшем случае вы***бать козу.
Как поступила в свое время Швеция? Там в 1979 году был создан Совет по исследованиям проблем конверсии военного производства. В совет входили предприниматели, представители профсоюзов, ученые необходимых специальностей, чиновники заинтересованных ведомств. Главная задача Совета - рассмотреть проблему в разных плоскостях и представить некое ее решение, более менее устраивающее всех. В итоге этот орган таки разработал национальный план конверсии до 2015 года. В 81-м году план с учетом рекомендаций ООН был принят и только в будущем году он будет закончен. Более тридцати лет осуществляет Швеция то, что СССР хотел сделать за год-два. Ну и где теперь тот СССР? Правильно... А Горби живет в симпатичном особняке в Баварских Альпах, недалеко от австрийской границы.
Короче, конверсией можно заниматься как Горбачев, а можно с умом. Вот, например, концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех это намерен делать по второму сценарию. Точнее, в данном случае речь идет не совсем о конверсии, то есть замещении, а скорее о диверсификации, расширении ассортимента выпускаемой продукции. Это вполне обычная в нынешней экономической обстановке процедура. Yamaha, например, выпускает и гитары, и мотоциклы, и ещё много чего под своим единым брендом.

Руководство Концерна прекрасно понимает, что после 2017-2020 годов, когда Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы будет реализована, жизнь продолжится. Пока что КРЭТ обслуживает гособоронзаказ, но пора готовить сани летом.
Структура холдинга будет выстроена таким образом, что при изменении конъюнктуры рынка КРЭТ сможет безболезненно и быстро перейти с выпуска военной продукции на гражданскую. В частности, мощности холдинга уже сейчас позволяют производить комплектующие и комплексы для самолетов военного и гражданского назначения, а также для всех видов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Станки, выпускающие противопожарную запорную аппаратуру для авиации, которая предотвращает утечку топлива в аварийной ситуации, легко переориентировать под выпуск систем для нужд топливно-энергетического комплекса (ТЭК). А если учесть, что Концерн откажется от устаревшей структуры замкнутых полных циклов производства на каждом предприятии и перейдет к современной модели специализированных производственных мощностей, что позволит значительно повысить производительность труда, то у КРЭТ вырисовывается довольно светлая перспектива на международном рынке. Вы, кстати, можете и сами все увидеть на III Международном форуме "Технологии в машиностроении-2014", что сейчас проходит в Жуковском, там, где по нечетным годам проходят авиасалоны МАКС.
В общем, пост какбе о том, что разум должен когда-то восторжествовать и в некоторых местах уже торжествует. До полной победы пока далеко, но никто не обещал, что будет быстро и легко. Предыдущее предложение, кстати, вполне могло бы стать строчкой для песни какого-нибудь Гребенщикова, ежели сейчас были те времена, которые описаны в первом абзаце. Правда, тогда мы с вами сидели бы не в ЖЖ, а на кухне, что в общем-то тоже неплохо.
|
</> |
