Как сделан фильм «Убийство в "Восточном экспрессе"» Кеннета Браны
vitkvv2017 — 10.09.2021Почему у Эркюля Пуаро такие пышные усы, как новая лента перекликается с детективом Сидни Люмета 1974 года и стоит ли ждать продолжения.
Постер фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
Новая экранизация детектива Агаты Кристи «Убийство в "Восточном экспрессе"», снятая режиссером Кеннетом Браной с участием Джуди Денч, Джонни Деппа, Уиллема Дефо, Мишель Пфайффер, Пенелопы Крус и других, с самим Кеннетом Браной в главной роли, вышла в широкий прокат 9 ноября. Мы уже рассказали о том, чего ждать от фильма тем, кто хочет своими глазами увидеть его в кинотеатре. В этом же нашем обзоре речь пойдет о том, как именно известный кино- и театральный режиссер Кеннет Брана сконструировал свой «Восточный экспресс» для современного зрителя, где он вдохновлялся классической лентой Сидни Люмета 1974 года, а где бережно перенес на экран оригинальный роман Кристи, почему же все-таки у его Эркюля Пуаро такие пышные усы и стоит ли ждать продолжения приключений легендарного детектива.
Агата Кристи, Сидни Люмет и Кеннет Брана
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
Популярный роман Агаты Кристи, увидевший свет еще в 1934 году, был экранизирован несколько раз. Особенно среди экранизаций выделяется картина Сидни Люмета «Убийство в "Восточном экспрессе"», которая с момента своего выхода в 1974 году стала в своем роде классикой не в меньшей степени, чем первоисточник. Это произошло не в последнюю очередь благодаря актерскому составу: в фильме Люмета снялись семь оскаровских лауреатов, включая Лорен Бэколл, Шона Коннери и Ингрид Бергман.
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
В новом «Убийстве в "Восточном экспрессе"» Кеннета Браны снялась оскароносная Джуди Денч, сыграв роль княгини Драгомировой. Но в целом ставка, очевидно, была сделана не столько на то, чтобы собрать в актерском составе как можно больше общепризнанных «звезд первой величины» (хотя и их тут в достатке), столько на талант каждого из актеров и общую слаженность. Как и в случае с «Убийством в "Восточном экспрессе"» Сидни Люмета, фильм Кеннета Браны во многом «цепляет» зрителя атмосферностью и чистым взаимодействием героев на экране. Именно это изначально диктует сам закон жанра, поскольку мы имеем дело с классическим герметичным детективом.
Классика на современный лад
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
Экранизируя такой детективный роман, как «Убийство в "Восточном экспрессе"», создатели должны были столкнуться со многими трудностями. И не только из-за планки, которую установили знаменитые предшественники, но и из-за того, что со времен этих предшественников само индустрия кино шагнула далеко вперед — а вместе с ней и ожидания зрителей. Если Сидни Люмет в 1974 году еще мог себе позволить следовать практически буквально первоисточнику, где все действие разворачивается исключительно внутри поезда — который главные герои не имеют возможности покинуть, — то Кеннету Бране и автору сценария «Убийства в "Восточном экспрессе"» 2017 года пришлось изобретать способы, как максимально разнообразить действие и наполнить его неожиданными поворотами, без которых современный зритель просто заскучает.
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
Конечно, попутно кое-что пришлось принести в жертву — и Эркюль Пуаро здесь уже не совсем тот детектив, каким он представлялся и читателям, и зрителям на протяжении десятилетий. Он решает загадки не где-нибудь в кресле, позволяя работать своим «серым клеточкам» - он может, когда это необходимо, забираться на крышу поезда, или вести преследование, или вполне себе активно противостоять вооруженному подозреваемому... Словом, много находится в движении (невольно вспоминается «модернизированный» Шерлок Холмс Гая Ричи). И здесь мы переходим, собственно, к самому расследованию, о котором рассказывает фильм — к «Случаю с убийством в "Восточном экспрессе"».
Детектив Пуаро
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
Неизбежно сравнивая фильм Браны с картиной Люмета, никак нельзя не заметить, что в то время как Люмет начинает с того, чтобы с помощью флэшбеков познакомить зрителя с загадкой (и трагедией), о которой пойдет речь, то Брана, начиная свой фильм сходным образом, знакомит зрителя с основным героем, которого играет он сам.
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
Так, с самого начала мы можем оценить блестящую логику Пуаро, а также его способность к предвидению (которую он демонстрирует довольно оригинальным и эффектным способом). При этом у Пуаро присутствует качество, которое можно трактовать и как его силу, и как его слабость — он абсолютно не переносит «несовершенство» в любом виде, стремится к идеальности во всем, что делает его не только поистине маниакально аккуратным и педантичным человеком, но и человеком, для которого любая странность или неувязка в любом детективном деле «торчит, как нос на лице».
Сам Пуаро — весьма эффектный, но и достаточно странный человек, у Пуаро — странная форма гениальности, но при этом и не возникает ощущения, что он воспринимает себя слишком уж всерьез, или вовсе неспособен на самоиронию или даже компромисс. Последнее очень важно, поскольку в конце Пуаро, который говорит, что «есть хорошее и есть плохое, и ничего посередине» будет вынужден принимать чрезвычайно сложное для себя решение.
Убийство и подозреваемые
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
В романе Агаты Кристи интрига отчасти заключалась не только в самой детективной составляющей, но и в социальной подоплеке дела: все 13 подозреваемых представляют собой людей самого различного происхождения, профессий и положения в обществе. Их не объединяет, на первый взгляд, ничего — кроме убийства, произошедшего в поезде. Таким образом, задача Пуаро — еще и в том, чтобы разобраться, действительно ли каждый из этих пассажиров поезда заслуживает доверия, вне зависимости от внешней респектабельности.
В фильме Люмета этот нюанс был сохранен в аккуратном соответствии с оригиналом, но Брана его не только сохранил, но и дополнительно обострил, при этом немного видоизменив: так, ко всему прочему добавились еще и расовые различия и соответствующие предрассудки. Что, вероятно, говорит о том, что, по мнению режиссера, проблема неравенства людей, которым, казалось бы, нечего делить, в наши дни заслуживает серьезного внимания.
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
Простота и где-то даже некоторая наивность, с которой были показаны, в частности, и само убийство, и место преступления у Сидни Люмета (что было вообще в духе кинематографа того времени) довольно-таки сильно контрастирует с изображением тех же самых моментов у Браны. Причем это касается многого, как всех происходящих событий, так и самих персонажей и их поведения. Те, кто знаком с романом, не один раз себя поймают на мысли «не как в книге», а те, кому знакома картина Люмета, не один раз отметят, насколько далеко два фильма отходят друг от друга — и, тем не менее, кое-где очень заметно перекликаются. Это будет видно и в повторении некоторых сцен (в том числе тех, что в обоих фильмах точно следуют книге), и в некоторых репликах (которых в книге не было, но зато они присутствуют в обоих фильмах), и даже в том, что Мишель Пфайффер, которая играет миссис Хаббард, удивительно напоминает Лорен Бэколл в этой же роли.
Усы Пуаро и «шекспировские страсти»
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
Если говорить о том, чем экранизация «Убийства в "Восточном экспрессе"» могла привлечь Кеннета Брану, то ответ на этот вопрос — скорее всего, в том, что в этой истории заведомо было где развернуться театральному режиссеру. Пусть даже сама «пьеса» подлежала определенной модернизации: поэтому в фильме появляется темнокожий доктор Арбэтнот, а также урожденные испанка и кубинец, и поезд не просто застревает в снежном заносе, а оказывается между сошедшей лавиной и пропастью, а внешность и профессии, и отчасти даже роль в сюжете некоторых персонажей не совпадает с первоисточником. Словом, и некоторые события в фильме, и персонажи меняются и ради общей современности, и ради зрелищности и самой «остросюжетности».
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
При этом, по сравнению с первоисточником, где-то заметно прибавилось комедийности, а где-то стало еще больше трагедии и накала страстей, и временами уже практически так и ждешь, что вот-вот кто-нибудь из подозреваемых, зажатых Пуаро в угол, патетически заявит нечто вроде: «Да, правда. Колесо судьбы свершило свой оборот. Я здесь и побежден». Брана поставил множество пьес Шекспира (выше — цитата из пьесы «Король Лир»), и просто не смог удержаться от использования некоторых приемов, которые лучше всего выглядят именно на сцене. Хотя, с другой стороны, кто сказал, что их нельзя перенести и на экран? Разгадка истинного назначения невиданно роскошных усов Пуаро, вполне возможно, состоит именно в этом — стоит только представить себя в театральном зале, и зрителем не фильма, а пьесы. В театре такие усы было бы легко разглядеть даже с самых последних рядов.
Саспенс, немного лирики и намек на сиквел
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
При просмотре «Убийства в "Восточном экспрессе"» Браны невольно приходишь к выводу, что Кеннет Брана — романтик, но романтик достаточно хладнокровный. В фильме используется все — от сценарных решений и до манеры съемки — для того, чтобы создать на экране нужное напряжение и интригу, за которой зритель будет следить, затаив дыхание.
В то же время, фильм изобилует красивыми костюмами в духе эпохи (не говоря уже о красоте самих актеров и актрис, которые их носят), такими же красивыми интерьерами, самыми живописными видами и пейзажами и так далее, что неминуемо настраивает отчасти еще и на романтичный лад. Также сам Пуаро предстает, пожалуй, в большей степени «человечным», чем в прежних экранизациях, он вспоминает о своей прошлой любви, испытывает сомнения и даже страх, и подвергается реальной опасности. Он уязвимее и в чем-то ближе к зрителю, чем Пуаро Кристи или Пуаро Люмета, и в его случае дилеммы разрешаются не так легко, а моральные вопросы до самого конца сохраняют свою неоднозначность.
Кадр из фильма «Убийство в "Восточном экспрессе"» (2017)
В самом конце пути Пуаро, как водится, решает на какое-то время отойти от дел, и, как водится, ему не позволяют это сделать, причем звучит упоминание «убийства на Ниле» — что, вероятнее всего, отсылает к роману Агаты Кристи «Смерть на Ниле», также одному из ее самых известных детективов об Эркюле Пуаро.
Так или иначе, а Пуаро сходит с поезда и тут же направляется навстречу своему новому делу, а мы, также расставаясь с «Восточным экспрессом», в любом случае должны признать, что путешествие, представляемое Кеннетом Браной, не может оставить равнодушным.