Как «асоциальный тип» и гениальный режиссер Тим Бертон создавал ни на что не


Если представить себе, что главная задача кино – отвлечь от реальной жизни, то лучше фильмов Тима Бертона, возможно, с этим ничто не справляется. Доказательством тому может служить его «Алиса в Стране чудес», собравшая в кинопрокате больше миллиарда долларов. Режиссеру, имя которого редко упоминается без эпитета «культовый», исполнилось шестьдесят три.
Как из детской любви к кино родилось хобби – делать фильмы
Первые свои дни рождения Тим Бертон праздновал в калифорнийском
городе Бербанке, в доме на Эвергрин-стрит. Будущий режиссер
появился на свет 25 августа 1958 года в семье бывшего бейсболиста и
служащего местного департамента парков Билла Бертона. Мать, Джин
Эриксон-Бертон, держала небольшой магазин сувениров, в котором
продавались безделушки на «кошачью» тематику. Учеба не была сильной
стороной Тима Бертона, он занимался водным поло и свободное время
проводил в кинотеатре или же дома, по телевизору, смотрел старые
фильмы ужасов.

Первые опыты в рисовании мультфильмов и съемках коротких
фильмов были ни на что не похожи: Бертон искал свой стиль.
Источник: wikipedia.org
Родители беспокоились о возможных ночных кошмарах после таких
киносеансов, но младший Бертон, хоть и мог испугаться какой-то
сцены, от плохих снов не страдал. Потом в интервью он признается,
что считает повседневную жизнь гораздо страшнее «ужастиков».
Поэтому часто персонажи фильмов Бертона – изгои, не сумевшие найти
своего места в этой обыденности. Тим рано начал пробовать себя в
создании собственных мульт- и кинофильмов, сам рисовал, сам
исполнял главные роли, используя для съемок 8-миллиметровую
«беззвучную» пленку.
После окончания школы Бертон поступил в Калифорнийский институт
искусств, учился на художника-аниматора. Снимать короткометражки он
не бросил – большинство, к сожалению, впоследствии были утрачены,
но именно они помогли молодому режиссеру получить первое признание
и обзавестись полезными связями в кинобизнесе. В 1979 году Тим
Бертон принимает предложение студии «Дисней» и участвует в создании
мультфильмов в качестве аниматора, раскадровщика, дизайнера
персонажей, концепт-художника.

Первые мультфильмы Бертона. Источник:
pinterest.com
В 1982 году Бертон выпустил на студии «Дисней» шестиминутный
черно-белый мультфильм «Винсент», мрачноватый рассказ о семилетнем
мальчике Винсенте Маллое, который в своих фантазиях то осуществляет
зловещие эксперименты, то превращает в зомби свою собаку, то
оказывается на долгие годы в заключении (хотя сидит по собственной
воле в комнате, отказываясь выходить гулять). Мультфильм
сопровождает закадровый голос рассказчика – актера Винсента Прайса,
кумира, а потом и друга Бертона, а сам текст представляет собой
стихотворение, написанное режиссером.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 8 самых эксцентричных чудаков Голливуда, которые
не дают скучать своим поклонникам.
Магнит для кинозвезд и для кассовых сборов
«Винсент» был не совсем форматом студии «Дисней», и тем более за
пределами привычного и допустимого оказался следующий
короткометражный фильм Бертона, «Франкенвини», история о том, как
мальчик возвращал к жизни умершего бультерьера с помощью
специальных электрических устройств. После выхода этой картины
студия уволила Бертона, зато его творение увидели и оценили те, кто
мог предложить молодому режиссеру нечто интересное. Очередной фильм
под названием «Большое приключение Пи-Ви» уже не просто обращал на
себя внимание – он стал коммерчески успешным.

На съемках фильма «Сонная лощина» с Джонни Деппом. Источник:
pinterest.com
Кристоф Вальц, актер, сыгравший главную роль в бертоновском
фильме «Большие глаза», называл режиссера практичным, настроенным
на достижение поставленных целей «во что бы то ни стало». Все это
оказалось важным во время съемок фильмов «Бэтмена» и «Бэтмен
возвращается». Экранизировать популярный комикс было задачей
трудной и амбициозной, и поначалу Бертон навлек на себя гнев
фанатов, пригласив на главную роль Майкла Китона. Выбор был
спорный, актер, казалось, не годился для воплощения образа
супергероя. Но ставка Бертона себя оправдала – и его «Бэтмен»
получил признание и значительные сборы.
Фильмы Тима Бертона – особенные, узнаваемые с первых кадров. Это
не столько фильмы ужасов – и сам Бертон не считает, что снимает
«ужастики», сколько сказки, для детей и для взрослых, истории,
раздвигающие границы возможного почти до бесконечности, но при этом
сохраняющие внутреннюю логику и идею борьбы добра со злом. Узнать
«руку Бертона» можно и благодаря конкретным признакам: это музыка
композитора Дэнни Эльфмана, который написал саундтрек ко всем
картинам режиссера, кроме трех, или же, например, исполнение
главной роли Джонни Деппом.

«Дом странных детей мисс Перегрин». Источник:
wikipedia.org
У Тима Бертона за три десятилетия режиссерской карьеры
сформировался свой круг «постоянных» актеров, несмотря на то, что в
его фильмах снялись уже очень многие кинозвезды по обе стороны
океана, проще, наверное, назвать тех, кто так и не попал на
съемочную площадку к этому режиссеру. Чаще других главные роли
исполнял Джонни Депп, которого называют альтер-эго Бертона. А если
Депп не снимается, то по крайней мере озвучивает роли в
мультфильмах – по традиции, черно-белых, в знак уважения к
немецкому киноэкспрессионизму.
Кстати, говоря о черном и белом, стоит упомянуть тот факт, что
долгое время на ведущие роли в своих фильмах Бертон не приглашал
чернокожих актеров, первым стал Сэмюэл Л. Джексон в «Доме странных
детей мисс Перегрин». Уже во втором десятилетии XXI века это
вызвало волну критики в адрес режиссера и вынудило давать публичные
объяснения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Темнокожие актеры, арийцы-азиаты, и другие
тонкости, которые помогут фильму получить «Оскар» и сделают его
историчным.
Женщины в жизни Тима Бертона
Творчество Бертона обычно делят на периоды, связанные с
женщинами в его жизни, это оправдано тем, что близкие отношения и
брак были тесно связаны с процессом кинопроизводства. Своих подруг
и жен Бертон снимал в главных ролях, каждая служила ему музой,
источником вдохновения. Первый брак с фотографом Леной Гейске
продлился два года и распался в 1991. Очередной спутницей жизни
Бертона стала Лиза Мэри, художница, актриса.

Бертон с Лизой Мэри и Хелена Бонэм Картер. Источник:
pinterest.com
В этот период – период отношений с Лизой Мэри – Тим Бертон
снимает фильмы, которые принесут ему мировую славу, среди них –
«Эдвард Руки-ножницы», «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Сонная лощина».
В начале двухтысячных начались съемки «Планеты обезьян», а Бертон
сблизился с Хеленой Бонэм Картер. Брак расторгли, не без
конфликтов: режиссер не торопился с выплатой оговоренной суммы
после развода, а Лиза Мэри в отместку устроила распродажу
оставленных им личных вещей. А Бертон тем временем окончательно
перебрался жить в Лондон.
Хелена Бонэм Картер была партнером Бертона тринадцать лет. За
это время у пары родилось двое детей – сын Уильям Реймонд и дочь
Нелл, появились хиты «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд,
демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в
Зазеркалье», которые раскрыли и талант Хелены, некогда носительницы
образа «правильной», но скучной английской барышни. Всего на
протяжении своей карьеры Бертон снял больше двух десятков
полнометражных фильмов, и еще больше остались – или пока еще
остаются – лишь проектами.

Образы Хелены Бонэм Картер в фильмах Бертона. Источник:
pinterest.com
Каждый фильм Тима Бертона, где смешаны юмор, мрачные фантазии,
грусть, боязнь не то сверхъестественных вещей, не то обыденных,
оставляет возможность продолжить рассказ, а потому любое детище
режиссера имеет шансы получить новое воплощение. Известно, что
планов создания сиквелов среди отложенных до лучших времен проектов
у Бертона достаточно. Но и имеющихся фильмов достаточно, чтобы
каждый из поклонников творчества режиссера выбрал свой самый
любимый и уводящий от привычных забот и проблем в сферу сказочного
и невозможного.
|
</> |