Как работают алгоритмы российских соцсетей
whoisdutytoday — 04.07.2022«Дежурный smmщик» продолжает рассказывать о том, как устроены алгоритмы социальных сетей. Специально для канала команды российских соцсетей собрали самые главные факты о работе своих алгоритмов:
ВК
Каждый день за внимание аудитории соцсети конкурируют миллионы публикаций, и изучить их все физически невозможно. Алгоритмы ленты новостей и рекомендаций делают так, чтобы пользователи видели не случайные, а самые интересные посты, с учетом их интересов. Процесс можно разделить на несколько этапов:
1. Сбор. В ленту новостей и рекомендаций посты попадают из разных источников. Основной источник записей новостной ленты — подписки пользователей: люди и сообщества. А также посты, связанные с действиями друзей: например, когда они прокомментировали запись, пролайкали или оставили комментарий. Что касается ленты рекомендаций, то в неё в первую очередь попадают записи, которые по оценке алгоритмов могут потенциально понравиться пользователю.
2. Отбор записей — Прежде чем попасть в ленту, все записи фильтруются: по просмотрам, авторам и новизне публикации. Сначала система исключает посты, которые уже просмотрел пользователь. А потом отбирает несколько сотен самых свежих записей.
3. Ранжирование записей на базе модели ценности. Здесь начинается главная магия вне Хогвартса: алгоритм определяет релевантность новости для пользователя. Это сочетание всех потенциальных взаимодействий пользователя с постом. Поэтому важно помнить: чем больше действий в ленте совершает пользователь, тем более точными и разнообразными становятся рекомендации.
Какие алгоритмы есть и в чем их особенности
В разных продуктах ВКонтакте используется огромное количество алгоритмов. Они формируют ленты новостей, распознают тематику контента, помогают найти друзей, подсказывают новые треки, видео или клипы или видео, улучшают качество звонков, блокируют спам — и это только небольшая часть.
Особенно много алгоритмов используется в контентной экосистеме. Например, «Прометей» — искусственный интеллект, который работает на технологиях машинного обучения. Он создан для поддержки интересных авторов и сообществ — «Прометей» определяет повышенное внимание аудитории к контенту. Его автор получает метку «огня» и повышенные охваты в рекомендациях.
Какие метрики влияют на попадание в ленту
Существует огромное количество параметров, которые влияют на попадание в ленту. Раскрывать все подробности из-за большого риска злоупотреблений соцсеть не может. Но один из ключевых параметров — вовлечение аудитории. Чем активнее пользователи ставят лайки, комментарии, репостят контент, слушают музыку, смотрят видео и вовлекают друзей в творчество конкретного автора, тем больше шансов на органическое продвижение такого контента.
Tenchat
Алгоритм ранжирования новостной ленты социальной сети TenChat «Зевс» анализирует публикации в каждой тематике по семантическому принципу: например, в тематике DataScience «Зевс» продвинет посты с детальной аналитикой, а в тематике «Фотография» — качественный визуальный контент.
При продвижении постов алгоритм обращает внимание только на контент, а количество подписчиков не имеет значения. Таким образом, в TenChat абсолютно каждый может набрать даже полмиллиона просмотров публикации без единого подписчика.
LiveJournal
Важным отличием LiveJournal от других платформ является то, что пользователи LiveJournal сами определяют, что они хотят читать в своей ленте. Они сами выбирают интересных для себя авторов. Таким образом их внимание не занимается посторонним, возможно, нерелевантным, контентом. Только качественный контент и только осознанное потребление.
Рекомендации тоже есть. Например, всем новым пользователям при регистрации ЖЖ порекомендует авторов, на которых можно подписаться сразу на основании выбранных интересов.
Алгоритмы также оказывают влияние на развитие и рост пользователя в рейтинге LiveJournal. Речь идет о Социальном капитале блогера (СК) - комплексном показателе влиятельности, который рассчитывается по сложной формуле и учитывает более ста маркеров активности автора и его читателей. Например, как долго и как часто он пишет, как распределяется аудитория по источникам, какая часть аудитории является регулярной, кто оставляет комментарии и реакции и т.д.
Посмотреть, как работают алгоритмы зарубежных соцсетей, можно здесь.