Армагеддон, ч.1
anchoret — 04.01.2025 Как и обещал, после НГ выбрал время для перевода. Поскольку он не предназначен для официального издания, я смело кидаю вступительную главку, где Эрман расшаркивается перед теми, кто его вдохновил на сей труд, давал ценные советы, редактировал и просто был рядом. Нет занятия более утомительного и бессмысленного, чем транскрибирование десятков собственных имён, никому у нас не нужных и неинтересных. Прошли те времена, когда я находил через инет упомянутых людей и списывался с ними, чтобы уточнить, как они сами-то произносят свои имена (и ответы бывали весьма неочевидны).От вас по-прежнему требуются замечания и советы по делу, указания на опечатки, стилистические огрехи и т.п. Вы обещали помогать и только под этим условием я согласился. ))
Короче, вот:
АРМАГЕДДОН: Что говорит Библия о конце света
Барт Д. Эрман
Введение
Многие ранние христиане не принимали книгу Откровения и считали, что её не следует включать в Новый Завет. Они полагали, что автор не был апостолом, а сама книга содержит неприемлемые взгляды на будущее земли и людей, за которыми она останется. Однако, в конечном итоге этот спор они проиграли. Как только Откровение стало широко признанной частью Священного Писания, последователи Иисуса были вынуждены искать в ней свои смыслы.
На протяжении долгой истории христианства многие читатели Библии предпочитали просто не вникать в ее тайны. Даже сегодня большинство находит книгу Откровения странной и недоступной для понимания. Те, кто всё-таки её читает, обычно делятся на два лагеря. С конца девятнадцатого века большинство евангельских христиан воспринимали эту книгу как предсказание грядущих событий. Эти читатели убеждены, что на их глазах стали сбываться содержащиеся в книге пророчества. Бог начал вмешиваться в историю посредством серии предопределенных им катастроф. И в битве при Армагеддоне, во время последнего противостояния сил добра и зла, Христос явится с небес и уничтожит своих врагов. Истинно же верующие в него останутся и заживут в великолепной утопии — сияющем граде из золота с жемчужными вратами, откуда они станут вечно править процветающим миром.
С другой стороны, либеральные христианские ученые утверждают, что книга не содержит буквального описания предопределенных Богом катастроф. Это лишь метафорическое повествование, призванное дать надежду тем, кто страдает сейчас, подобно тому, как страдал сам Иисус, когда был среди нас. С этой точки зрения книга Откровения стремится показать, что в итоге Вседержитель всё исправит и положит конец вездесущему злу. В книге нет описания неизбежного конца истории в привычном нам виде, но есть прославление Бога как главного источника надежды для всех, кто следует за ним.
За свою жизнь я склонялся сначала к одной, потом к другой точке зрения, но сейчас считаю ошибочными обе из них.
Откровение я начал изучать еще подростком в середине 1970-х годов. Как убежденный евангельский христианин, я считал каждое слово Библии вдохновенным и истинным, и буквально воспринимал апокалиптические пророчества в искреннем убеждении, что они говорят о скором возвращении Иисуса с небес, когда в ад отправятся все, кто не были, в отличие от меня, истинно верующими.
Через какое-то время, по мере углубления в библейскую тематику, я осознал недочёты подобного представления и принялся изучать книгу Откровения с более исторической точки зрения. Я понял, почему было важно понять это произведение в его собственном контексте по отношению к другим древним еврейским и христианским книгам, которые тоже называются «апокалипсисами». Это неимоверно увлекательные работы, призванные внести гармонию в мировоззрение своих читателей, объясняя ужасы земной жизни небесными истинами через пророчества о будущем.
Именно так я и преподавал эту книгу в начале своей университетской карьеры – как дарование надежды страждущим: наглядное, но отнюдь не буквальное. В конце концов все будет хорошо. Добро восторжествует. Бог восторжествует. И он «отрёт всякую слезу» (Откр 21:4).
Впоследствии мне пришлось отказаться от такого понимания текста. Сделать это было так же трудно, как и раньше отказаться от идеи, будто Откровение предсказывает наше будущее. В этой работе я объясняю, почему обе точки зрения ошибочны. В первой части речь идёт о том, как возникло «футуристическое» понимание книги в качестве плана предстоящих событий, и почему оно почти наверняка неверно – даже несмотря на то, что оно по-прежнему свойственно евангельским христианам и западной культуре в целом.
Во второй части я покажу, почему, по моему мнению, в Откровении также нет ничего утешительного и для подавляющего большинства тех, кто страдает в этой жизни. Основной акцент в Откровении делается не на надежде, а на гневе и мести Бога тем, кто навлек на себя его неудовольствие. Для автора Апокалипсиса это относится к подавляющему большинству когда-либо живших людей, включая (что вас может удивить) ряд убеждённых христиан. Самый большой раздел Откровения описывает, как Бог причиняет планете ужасные страдания: войны, голод, болезни, засуху, землетрясения, пытки и смерть. Катастрофы заканчиваются битвой при Армагеддоне, в которой Христос уничтожает все армии Земли, и ангел созывает стервятников полакомиться их плотью. Это кульминационный момент земной истории.
Но на этом ещё не конец. После резни произойдет страшный суд, когда верные последователи Бога, его «рабы», будут оправданы, а все остальные, кто когда-либо жил, будут возвращены к жизни и заживо брошены в озеро горящей серы. После этого Бог вознаградит своих послушных рабов, подарив им тот самый великолепный золотой город с жемчужными вратами. Они могут быть счастливы, но не потому, что Бог их сильно любит – по крайней мере, в книге об этом ничего не сказано. Оправданные им – это Божьи слуги, которые делают то, что он требует. Любовь Бога – к кому бы то ни было или к чему бы то ни было – ни разу не упоминается в книге Откровения.
В конце своей книги я размышляю о том, насколько веские аргументы имели древние христиане, выступавшие против Откровения, и почему оно изначально было практически исключено из Нового Завета. В частности, я сравниваю взгляды его автора, Иоанна с острова Патмос, с учением Христа. Иоанн, безусловно, считал себя последователем Иисуса, и последователем весьма ревностным. Но действительно ли его взгляды совпадают со взглядами его Господа? Согласился бы Иисус с восхвалением насилия, жаждой мести, жаждой славы и надеждой на мировое господство – всем тем, что позволяет себе Иоанн? Разве вместо этого он не призывал своих последователей к любви, незлобию, бедности и беззаветному служению?
Разные читатели, конечно, ответят на эти вопросы по-разному. Я бы посоветовал перечитать Откровение, чтобы понять, что там говорится на самом деле и дать свой ответ. Именно этим мы тут и займёмся.
Однако цель моей книги не в том, чтобы предложить наилучшее толкование Апокалипсиса Иоанна. Я также объясняю, каким образом его буквальное прочтение принесло катастрофические проблемы и нанесло личный и психологический ущерб множеству окружающих нас людей: членам семьи, друзьям и соседям. Но и это ещё не все. Ожидание неминуемого Армагеддона (или, скорее, надежда на него) повлияло на наш мир не вполне ожидаемым образом, где следует иметь в виду кровопролития, внешнюю политику США и благосостояние нашей планеты.
Лучшей поры для подобных размышлений нам не найти. Переживаемые времена массового голода, миграции населения, эпидемий, стихийных бедствий, открытых и гибридных войн между мировыми сверхдержавами мы воспринимаем как апокалиптические. Элементы нашего западного культурного наследия, основанные на традиционном апокалиптическом мышлении, поощряют фатализм и бездействие перед лицом наших кризисов. В таком случае нам следует задуматься об исторических корнях этих взглядов.
|
</> |