Как приучить ребёнка к классической музыке
artyom_ferrier — 10.08.2019Трудно сказать, чтобы кто-то в нашей семье целенаправленно ставил такую задачу — приобщить к чарующему миру классической музыки наших исчадий (одно уже почти взрослое, холодильники в одиночку двигает и вполне себе на уме, мелкая, Кирка, — как раз вступила в лютый предкиндергартеновский коммуникативный гиперактив, носится, как радиоактивная ртуть, и трещит, как батарея Гейгеров).
Я всегда держался той точки зрения, что ребёнку нужно лишь предоставить всякие ништяки, что материальные, что духовные — а он уж пусть сам выбирает, чо ему там ну- и нра-.
Такой подход исповедовался что в гастрономическом питании («Не хочешь жрать — не мучай ложку!», и никаких этих «За маму, за папу»), что в культурном воспитании. Тем более — музыкальном.
Нот-то всего семь (шесть, в действительности, если считать по полным интервалам), а вот музла из них соткано дохера, на все вкусы, на все случаи жизни, и даже африканскому слону не объять своими раскидистыми лопухами сие акустическое изобилие.
И ни я, ни Женька — никак не давили на Лёшку, типа, надо культурки хряпнуть, за маму, за папу, а то будешь простофилей неотёсанным, и во всяких салонах ни разу не проканаешь за своего, за аристократишного.
Ну, не проканает — и хрен бы с ним. What a big deal.
Так Лёшка и рос без сколько-нибудь «структурного» и «академичного» культурного образования. А просто чего нахватается (от нас с Женькой, от наших приятелей, от своих приятелей, просто с улицы) — то и оседает в головёнке (но память у него очень цепкая на всё, включая аудио — её-то, память, всё-таки специально развивали с очень раннего возраста, пусть ненавязчиво, но грамотно).
И вот сидим за столом, пишем пульку (ненапряжно, под пиво), идёт по ящику криминальный российский сериал, один из немногих приличных, звучит энергичная, бодрая музыка.
Кто-то провозглашает: «Моцарт, концерт для струнных Соль-минор».
Ему возражают: «Какой, нах, Моцарт? Для каких, нах, струнных? Вивальди, для флейты, La notte, в натуре, что по-нашему - «Была бы только ночка»”.
Чел не сдаётся: «Я спецом пробил в Инете. Музон зацепил — вот и пробил. For strings – это «для флейты», что ли?»
«For strings – это ошибка. Но это точно Вивальди, концерт для флейты. Или — мажем на тонну зелени?»
«Вот такой металлический чётенький звучок — это для флейты?»
«А это уж аранжировка и доводка напильником. Это ж Шелыгин, а не хуй собачий. То есть, Вивальди — тоже, конечно, не хуй собачий, но Шелыгин — это вообще «наше всё», по части сериальных саундтреков. От «Бригады» начиная, и вся эта «мусорская сага»...
«Ты сказал при ребёнке «нон пенис канина»!».
Лёшка, тогда ещё «младшешкольник», фыркает, «смущённо» прикрывается веером карт.
Понятное дело, он знает не меньше фривольных слов, чем мы — но этикет покамест требует, чтобы взрослые не матерились при детях, а дети при взрослых, ибо мат — язык неформального общения равных по степени половозрелости (всё же, это половая, в основе своей, лексика).
Тоже условность, конечно — но, вроде, так всем комфортней, когда дети и взрослые всё же немножко себя ограничивают в вербальной экспрессии, друг при друге, фильтруют базар. Что и для ребёнка — полезное «дипломатическое» упражнение.
Что же до музыки — ну, Лёшка впитывает, ненавязчиво, ту мысль, что и знание классики может порой сгодиться для практически полезных целей: колотить понты и выигрывать пари.
И вот, повторю, никто не занимался его «окультуриванием» специльно, но когда в прошлом году он знакомился с родаками своей подружки-студенточки, Вероники, сразу признался, как повод сколько-то музыкальный подвернулся, мол, я парень простой, без претензий на какую-то там рафинированность. Конечно, вряд ли спутаю «Полёт шмеля» с темой шабаша из «Ночи на лысой горе» Мусоргского (в старых Нокиях это входило в базовый набор рингтонов под названием Mountain), но вот как-то довелось перепутать Неоконченную симфонию Шуберта с шестой сценой в Кармен-сюите (сцена побега, которую обычно в фильмах суют в погони, именно из сюиты, а не из оригинальной оперы, где она не так «выраженна»).
И стоило Лёшке это сказать — сразу установились отношения с Никиными родаками. Образовалось понимание, что он не намерен пальцы топырить на предмет своей «одухотворённости», но и пытаться причморить его, с позиции собственного культурного превосходства над "малолеткой айфонным" — тоже лучше не надо.
Я эту историю впоследствии от Ники услышал, что предки были немножко в шоке, потом лазили по Инету, чтобы понять, чего именно он сказал — ну и я тоже малость прифигел. Потому что, честно, Лёшка для своей сентенции подобрал вещи, которые можно(!) спутать (ну, после некоторого количества пива, нескольких косячков). То есть, конечно, я знавал людей, которые могли спутать и «К Элизе» Бетховена с сороковой симфонией Моцарта — но это уж крайняя степень разложения личности.
А вот шестёрку Кармен с началом Неоконченной Шуберта — ну... да просто вещи не настолько всё же известные. В первой сотне самых известных «классик», но не в первой десятке.
И возник вопрос: «Где это наше Исчадие так
понахваталось симфонических музык, чтобы так эффектно
пускать ими пыль в глаза и уши родакам своихей
подружки? Ну не за картёжным же столом?»
Вспомнился эпизод трёхлетней примерно давности. Рассказывал тогда Лёха Зимин, мой коллега, «брат названный», и друг семьи. Естественно, у них прекрасное взаимопонимание было всю дорогу, между Лёхой Зиминым и нашим Лёшкой, а чем больше сокращалась разница в возрасте — так тем лучше.
И вот Лёшка (наш) спросил Лёху, какой ему видится стратегия развития отношений, если удастся заманить барышню домой.
И Лёха ответил: «Знаешь, самое лучшее — заебашить Брамса. Вот конкретно — венгерский танец номер пять. То, что твой папа называет «плагиатом с песни «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики».
Да, я так шутил иногда. Лёшка объясняет ребёнку, на всякий случай:
«Ну да, там немножко совпадает мелодия — всё из одного чардаша растёт, или что там в той Венгрии? Там же ниибаца какой музыкально богатый фон: и угорские народные мотивы, и славянские, и германская аристократия, и «еврейцы», и «цыганцы», и все очень музыкальные ребята, плодовитые. И ещё вервольфы в лесах подпевают, ибо хоть не Трансильвания — а близко».
«Но если скажешь барышне: «Потанцуем чардаш!» - может скривиться. Типа, «простонародье какое-то, ещё гопак предложи или «калинку». А вот Брамс — нормально, «высокородно».
«Хотя реально-то его этот пятый танец — он создан для того, чтобы, коварно подкравшись, закружить в нём девицу до полного изнеможения, а изнемогши — рухнуть вместе с нею спинами на подходящую горизонтальную мягкую поверхность, типа тахта, и там уж — она сама покажет, какой дальнейшей стратегии хотела бы держаться».
«Но вообще-то — во многих фильмах это «кружилово» под Брамса предваряет... сам понимаешь, чего. Бурно претворяет — неистово перетекает. С большой вероятностью, барышня это видела в фильмах — и может поддержать шаблон».
«Но если нет — значит, нет. Если, откружившись и завалившись на тахту, она просто отдыхает, никуда руки не тянет — ну, значит, лучше и самому не тянуть. Повременить, не быть назойливым. В конце концов, в долгой гонке — окупится. То есть, Брамс — не универсальный соблазнитель, но — индикатор готовности, так скажем».
Да, «Дядя Лёша» - умеет объяснять детям вещи деликатно, но занимательно.
Он признался, что напоследок обмолвился тогда перед Лёшкой: «Извини, тёзка, но с моей стороны было бы весьма безответственно поминать сейчас те классические шняги, которые гарантированно укладывают девочку в коечку. Они есть — но их писали для этой цели взрослые дяденьки-композиторы, которые понимали всю меру ответственности. Это как пресловутое НЛП, которое на самом деле чушь, поскольку на подсознание хрен ты как сумеешь эффективно воздействовать словами, а вот звуками музыки — да. И композиторы становились великими, укоренялись во времени и пространстве — когда оказывалось, что их музло реально может влиять на мозг. Но вот как и в какую сторону — это знание избранных, которым нельзя делиться всуе... как и «ввыне».
Лёшка, который моё Исчадие, потом признавался: «Я прекрасно понимал, что Лёха гонит, как обычно, как всегда. Процентов на девяноста. Но ведь есть же и десять процентов, которые иногда бывают не гоном. И как-то увлёкся, стал послушивать эту «классику». А она — как Лёхин гон. Девяносто процентов — вода водой, но встречаются и реально интересные темки».
|
</> |