Сговор производителей и ремонтопригодность
artyom_ferrier — 02.08.2019Я рассказывал уже здесь, что виконт Алексей Артёмович, наше с Женькой Исчадие, увлёкся «починятельством примусов».
Вообще-то, он видеоблогер, по основному поприщу валяния дурака и зашибания бабок.
Но вот, как выяснилось, умеет не только языком чесать, но и чего-то руками делать. Чему-то — я в своё время учил, чему-то — улица, а всё больше — Инет. И чего у Лёшки не отнять, он умеет находить и впитывать информацию.
В мастера же на все лапы решил поиграть, с одной стороны, от осенней скуки этого июля, с другой — в порядке социального эксперимента. Посмотреть, сколько можно заработать, не особо напрягаясь, на мелком ремонте всякой всячины, всякого хлама, который дачникам жаль выбрасывать, но никогда у самих не дойдут руки до починки. А у Лёшки — дошли.
Вот он и развлекается.
Он раскинул щупальца своей малолетней агентуры по окрестным садам, ему притаскивают горы всяких «жалко выбрасывать» девайсов, от электроплиток до радиоприёмников, он, вдоволь накупавшись («Для купания вода должна быть жидкой, и это достаточное условие») и «нагрибовавшись», ближе к вечеру (когда не рыбалка) садится в мастерской и за два-три часа чинит центнер-другой всякой бытовой техники.
Снял про ремонт несколько роликов, которые, на его-то раскрученном канале, уже принесли несколько больше бабла, чем собственно ремонт (он берёт символически, в среднем рублей по триста за предмет).
И он реально неплохо приловчился лечить больные электроприборы. Любо-дорого (и родительски горделиво) наблюдать.
«Так, что мы имеем? Чайничек Тефаль пластиковый со смотровым окошком. Хороший чайничек, тихий, но, конечно, в окошке трещинка, подтекает. Это беда всех таких чайников. А чтоб не слишком натекало — его ставили в тазик. Пока он не перестал включаться вовсе. Это значит что? Перегнил и отвалился контакт (откручивает донце). Ну конечно, так и есть. И по фунту медного купороса на каждой клемме. Или не купороса? Вроде, серную кислоту в нём не кипятили, нет? Поди знай! В общем, соль какая-то, в индустриальных количествах. И что мы делаем? Подчищаем, конечно, а потом... Истинный мастер — он бы заказал у производителя аутентичную медную пластинку взамен изгнишей. Кто попроще — вырезал бы сам из жести. Ну а я — совсем простой. Я просто вытаскиваю точно такую же пластинку с «земли» - и заменяю. Ибо — ну какая там «земля» в той проводке? Да там и розеток с заземлением нет как класса!»
Вся процедура, включая комментарии — минут пять. Устанавливает, завинчивает обратно, на каждом этапе прозванивает мультиметром — и абгемахт.
Откладывает чайничек, поясняет: «А трещины — будем лечить комплексно, коллективно. Как немецко-фашистких мандавошек у героических немецко-немецких подводников в кинофильме Дас Бут. Ну, нет резона разминать поксипол для каждого индивидуально взятого чайника. В очередь, S.O.Bs, в очередь!»
За эти недели — обрёл опыт для некоторых обобщений.
И говорит: «Знаешь, я тоже не люблю конспирологов, но вот уже готов поверить в сговор производителей, запрограммированную недолговечность и намеренно пониженную ремонтопригодность».
Поясняет: «Такая фигня. Приносят китайский ноунеймовский дуйчик, тепловентилятор, он стоит в магазине шестьсот рублей, через три года вышел из строя: дует, но не греет. Я уже знаю, чего там — меняю за три минуты термопредохранитель, проверяю, отдаю».
«Приносят брендовый дуйчик за четыре тысячи. Он тоже проработал три года — и скуксился. Греет, но не дует. Я разбираю — и охуеваю. Там тэны на 220, конечно, а вентилятор — кулер компьютерный на 12 вольт. Соответственно, трансформер, и платка с кондёрами да резисторами. Вопрос: нахуя такие сложности? Почему не поставить вентель на 220 тоже? А то будто нет таких лёгеньких, вот как на китайцах ставятся?»
Продолжает:
«То же — с чайниками. Берёшь китайский «типачайник» - всё универсально, всё просто. Сразу находишь, чего там погорело — меняешь, подправляешь, запускаешь».
«Берёшь брендовый — и там ебанёшься, какой полёт психоцибиновой (Лёшкино словцо, гибрид «психоделики» и «псилоцибина») мысли. Начать с того, что винты совершенно нестандартные по головкам, у всех свои секретки. Не, я-то приноровился выкручивать любые ножницами и паяльником, даже не приходится распечатывать насадку на принтере, - но в принципе маразм. Почему не использовать универсальные винтики или саморезики с крестом? Но вот очень не хотят они, чтобы простые люди могли влезать во «внутря» их девайсов и сами ремонтировать. А почему? Возможно, это и заговор!»
Да, возможно.
Будучи сам хищником из транснациональной корпорации, причём, силовой, крышующей другие ТНК — конечно, я интересовался картелями да монополиями.
Ну и, по хорошему счёту, я знаю только один картель во всей новой истории, который хоть как-то поддерживает сговор своих участников ради монопольного регулирования производства и цен.
Это — ОПЕК. Сговор весьма таких нерыночных государств, которые действительно хотели бы задирать цену на нефть. Но — получается довольно хреново. Ибо, по хорошему счёту, только саудиты и ограничивают собственную добычу ради удержания цены. Все остальные — превышают квоты при любой возможности.
Ну а уж когда коммерческие субъекты пытаются сговориться о каких-то ограничениях на свою продукцию, чтобы зафиксировать некое статус-кво — это всегда анекдот про «евреев и водку ковшами из общей бочки».
То есть, все надеются, что ограничения будут выполнять лохи, а - «я-то умный».
И в жизни все подобные попытки — были тем же анекдотом.
Вот самый яркий пример — пресловутый сговор производителей электролампочек в двадцатые, картель «Фэб».
Да, там были довольно крупные участники. И Дженерал Электрикс, и Филлипс, и ряд других. И это реальная история, а не вымыслы левацкой пропаганды. Да, вот захотелось некоторым дяденькам из крупных электрических корпораций — договориться о том, как бы сообща поживиться за счёт потребителя, искусственно ограничив долговечность лампочек тысячью часами (в среднем).
Договорились. Замечательно.
С тех пор — только и знали, что проверяли друг у друга лампочки и выписывали штрафы за превышение срока службы. Но все продолжали платить штрафы и выпускать долговечные лампочки, надеясь, что они окажутся конкурентнее, если вдруг партнёры по картелю действительно ухудшат качество своей продукции.
А в 29-м выплыли скандинавы с новыми дешёвыми и надёжными лампочками, и они чихать хотели на чьи-то там картельные сговоры, они просто начали отбирать рынок.
И монополию можно искусственно удерживать, когда ты реально способен послать к конкуренту быков или копов. Но это немножко такой нерыночный вариант, неэкономический.
А когда речь только об экономических рычагах — ну, замечательно, вот сговорились нынешние ведущие производители о «ретроградстве ради сверхприбыли».
Тут же возникает новый производитель, который на хую вертел ваши договорённости. Вы себя ограничили, а его — нет.
И эта история с лампочковым картелем — тому ярчайшее (как пятисотваттка) подтверждение.
Колоссальные усилия лучших менеджеров и юристов ведущих гигантских компаний. А результат? Три года взаимного блохоискательства, когда ограничительные договорённости соблюдались весьма условно, а потом — просто отказ от этой хрени, на фоне появления новых конкурентов, картель оставался чисто номинально, уже ни на что не влияя.
И вот история с «Фэбом» - она учит, что картельные сговоры абсолютно бесперспективны и неработоспособны в «мире холодного чистогана».
Это «плотина из сахара», которая прорывается моментально. Прожект-то может быть «сладкий», в мечтаньях участников — вот только слишком «растворимый» неудержимой стихией рынка.
Но почему при этом брендовые производители всяких чайников и теплодуйчиков действительно и совершенно намеренно делают свою продукцию не очень ремонтопригодной?
Поделился с Лёшкой своими соображениями.
Вообще-то, я не занимаюсь производством техники, у меня аграрный бизнес (не считая производства ценных личностей из своих невольничков, но это очень специфическая отрасль).
Но будучи, в том числе, капиталистом (и крышевиком капиталистов), я понимаю, как устроена у них голова и какие мысли её парят.
И вот, допустим, я произвожу электрочайники.
Что ж, если у меня китайский ноунейм — то, в общем, важны дизайн, внешний вид и цена. Но и потребительские свойства, включая ремонтопригодность — пусть будут, почему нет.
Но если у меня солидная корпорация, бренд, я буду иметь в виду следующие соображения.
Вот допустим, купил чувачок мой чайничок, и вышел тот из строя. Бывает. По какой-то причине, включая ошибки эксплуатации.
Чувачок раскрутил чайничек, нашёл место обрыва (предохранитель сработал) — да и заменил тот предохранитель не на фирменный, а тупо жучок поставил.
Бывает такое? Да сплошь и рядом.
А потом, поскольку предохранитель сгорел не просто так, а по конкретной причине — она снова проявилась в процессе всё такой же безолаберной эксплуатации, но только теперь сгорел не предохранитель, которого уже нет, а сгорел, вместе с чайничком, целый дом.
И будь я китайский ноунейм — предъявлять претензии некому.
Но если я признанный бренд — то можно попытать счастья.
И в суде, возможно, я отобьюсь своими адвокатами от обвинений в том, что моим чайником сжёг свой дом некий мудак, заменивший предохранитель на проволоку.
Но всё равно — осадочек остаётся. Это довольно хреновый пиар, что в принципе звучит наименование моего бренда в контексте иска по пожару. А уж если там и человеческие жертвы ещё были — так вообще вилы.
И пусть я сто раз не виноватый, как производитель, и пусть доказано будет, что юзер этот — самонадеянный тупоумный мудак, который презрел все инструкции и запреты, но мне просто не нужно этого, чтобы рядом с моим брендом был какой-то лютый негатив.
Поэтому, когда я дорожу своим брендом, - я не буду делать упор на «ремонтопригодности руками любого мудака».
Нет, напротив, я буду вынужден вкладываться в то, чтобы снижать ремонтопригодность «руками любого мудака». Чтобы отремонтировать вещь — мог только тот, кто хоть немножко соображает в технике, кто хоть немножко трезвых и разумных усилий может приложить.
И это не «сговор» - это объективно возникающее устремление всякого отдельно взятого брендового производителя.
И тут дело даже не в том, что они хотят «сосать кровь» через свои собственные (или «уполномоченные», «лицензированные») сервисные мастерские.
Дело в том, что они не хотят отвечать по серьёзным, многомиллионным искам, когда бы их техника становилась виновницей всяких там пожаров с человеческими жертвами.
Ибо суды — они ж тоже имеют «классовое сознание», почти всегда будут на стороне простых людей против корпораций. И похуй, что «простой человек» - мудак, который жучка поставил вместо выгоревшего предохранителя. В тот момент, когда он это делал — с него подписку не отберёшь, что он берёт всю ответственность на себя.
Поэтому резонное желание корпораций, дорожащих брендом — усложнить ремонтопригодность, чтобы совсем-то уж незатейливая лысая обезьяна не могла заменить предохранитель на гвоздик и сжечь себя вместе с домом.
|
</> |