Как «представлялись» в Гвардии при Николае II

топ 100 блогов sergeytsvetkov12.08.2018 Свидетельство князя Владимира Трубецкого («Записки кирасира»). Выпуск проходил в День Преображения Господня – 6/19 августа 1912 года.
Как «представлялись» в Гвардии при Николае II
"В (офицерское) собрание повел нас полковой адъютант. Распахнулась дверь в длинную светлую столовую. В глаза бросился длиннейший парадно накрытый стол. В открытую дверь был виден хор трубачей, пристроившихся на балконе. В зале полно было офицеров.
− Вот вам и господа новоиспеченные! − громко сострил адъютант, указывая на нас.
− А-а-а!.. О-о-о!.. Е-е-е! − послышалось со всех сторон на разные голоса. Все присутствующие оглядывали нас, мило улыбаясь.
− Здравствуйте, здрассте!.. − пожалуйста, пожалуйте!
Мы отыскали взглядом командира полка, дабы официально "явиться" ему. Генерал, однако, отсутствовал, предупредив всех, что опоздает, и попросил начинать без него.
Старший из новоиспеченных, корнет Поливанов, маленького роста, весь как на пружинках, браво вытянулся перед старшим полковником и звонким тенорком лихо отрапортовал:
− Господин полковник, честь имею явиться по случаю производства в офицеры и зачисления Лейб-гвардии в Кирасирский Ея Величества полк... корнет Поливанов.
Во время этой тирады и последовавших за ней подобных выступлений каждого из нас − в столовой разом стало тихо, как в могиле. Все присутствующие мгновенно согнали улыбки и, став на вытяжку, сделали каменные лица.
− Ну, церемонии потом, а сейчас обедать! − весело проговорил наконец полковник.
При этих словах в зале снова поднялся гвалт. Нас подхватили под руки и поволокли на балкон к особому закусочному столу, усыпанному горячими и холодными закусками, рюмками и графинами с водками, настойками и наливками.
− Ну, молодежь, держись! − басил верзила Палицын. − Посмотрю-ка я, какой в вас толк!.. − наливайте, наливайте им!.. Так, так, так...
Что-о-о?! Отказываетесь?!!! Что за р-распущенность? Кто вас воспитывал?!
− Молодые, запомните раз и навсегда: кирасиры Ея Величества не страшатся вин количества! − проговорил поручик Соколов, покручивая тараканьи усы и распоряжаясь рюмками.
Никто из старых не пил больше одной-двух рюмочек: напиваться водкой, как мы уже знали, считалось в полку очень дурным тоном. Водку пили только помаленьку, перед обедом, для возбуждения аппетита. Однако, нас новоиспеченных − сразу принялись накачивать − так уж принято было делать в этот день, и мы послушно опрокидывали рюмку за рюмкой.
− Боже мой, что же это будет?! − с некоторым ужасом подумал я. − Ведь это только еще предварительная закуска... Обед впереди!! Только бы не потерять приличия!
Кто-то из офицеров вспомнил о моем кузене Мишанчике. Как-никак, он тоже был сегодня произведен в офицеры. Правда, в армейские, но все же!
За Мишанчиком тотчас же командировали. Он прибыл сконфуженный, в солдатской гимнастерке, на которую кто-то успел нацепить офицерские погоны.
Вся компания наконец шумно уселась за стол. Трубачи на балконе грянули оглушительный марш. Подали суп и к нему мадеру, которую разливали в хрустальные фужеры внушительных размеров. Нас, новоиспеченных, рассадили порознь, не позволив держаться вместе.
Возле каждого новоиспеченного сел старый бывалый корнет, приказывающий вестовым подливать вино. Моим соседом оказался корнет Розенберг, с места выпивший со мной на брудершафт и все время твердивший:
− Трубецкой, держи фасон! Пей, но фасона не теряй, это первое правило в жизни… Фасон − прежде всего, понимаешь?
Голова кружилась. В глазах рябило. Белая скатерть сливалась с белыми тарелками, фанфары трубачей − с громким говором и хохотом обедающих.
− Боже, Боже! − молился я. − Умоляю тебя, сделать так, чтоб я сегодня фасона не потерял!
Подали жаркое, и вестовые в белых рубахах окружили обедающих, держа в руках большие подносы с бокалами шампанского и большие бутылки, завернутые в ослепительно белые салфетки.
Вот тут-то и началось!
− Трубецкой, давайте на брудершафт! − кричал кто-то напротив меня.
− Эй, князь, выпьем "на ты", − кричали слева и справа, со всех сторон.
Отовсюду ко мне протягивались бокалы с пенящимся вином. С каждым нужно было облобызаться и выпить − выпить полный бокал "от души до дна". Позади моего стула, как и позади каждого новоиспеченного, прирос вестовой с бутылкой, и как я ни осушал свой бокал, он все время был полон.
Вдруг все разом с шумом вскочили со стульев и мгновенно умолкли.
− Трубецкой, командир полка пришел, − шепнул мне Розенберг, − "являйся", возьми в руки фуражку и смотри, фасона не теряй!
Я оглянулся, как в тумане прыгали передо мной десятки лиц. В горле чувствовалась невыносимая спазма. Ноги казались налитыми свинцом. С трудом взгляд мой отыскал, наконец, круглую физиономию генерала с маленьким изломанным носом.
Сделав над собой неимоверное усилие и собрав в комок всю свою волю, я пошел прямо на него, стараясь "печатать" по-фронтовому. Мне удалось-таки вовремя остановиться и отрапортовать генералу все, что полагалось. Генерал с добродушной улыбкой протянул мне руку и поздравил. Чей-то голос рядом тихо проговорил:
− Ну, этот, по крайней мере, пьет неплохо.
− Очень рад это услышать! − отозвался улыбающийся генерал, − ценю, когда умеют пить!
Что было дальше, не знаю. В памяти остались только какие-то большие серебряные блюда с поджаренным соленым миндалем и поразившая меня своей сосредоточенностью физиономия кузена Мишанчика, который наотмашь бил колотушкой в большой барабан.
То, что происходило в нашем собрании, − происходило в этот день во всех прочих полках гвардейской кавалерии без исключений.
Традиция требовала, чтобы в этот день напаивали "в дым" новоиспеченных гвардейских корнетов, с которыми старые корнеты, поручики и штаб-ротмистры сразу пили на брудершафт, ибо в гвардейском полку все офицеры должны были говорить друг другу "ты", невзирая на разницу в чинах и годах. Это тоже являлось требованием старинной традиции.
Как я попал домой, − я этого до сего времени не знаю».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все мы как-то привыкли, что креативная агитация уже давно не сеет разумного, доброго и вечного. Всё больше эпатажного, на грани здравого смысла, морали и стыда. Свобода слова и самовыражения уже потеряли всяческие разумные тормоза и нравственные ограничения. Цель - нажить себе ...
Испытал я при новости, что новый учебный корпус одной из пермских гимназий освятил поп: И это при том, что в России за последние 15 лет закрылись десятки тысяч школ: И открылись десятки тысяч церквей: Вот такой получился крест на доступном и всеобщем образовании под взмахи кадил. ...
Все-таки хорошо, что были столь длинные зимние каникулы. Как в детстве, практически, - можно гулять целый день и даже разглядеть неуловимые фарфоровые сумерки, покататься с горки, не стесняясь возраста, и зычно кричать "поберегись!" приближающемуся дереву. Если использовать каникулы не как ...
Если это и стёб, то не мой: "На скамье подсудимых находятся трое чеченцев — Турпал Али Ешеркаев, Сулейман Дадаев и Отто Кальтенбруннер." rostov.kavkaz-uzel.ru/articles/177761/ И вообще, Кавказский Узел стебается от вольного: "29 ноября председательствующий ...
Лидеры большевиков сто лет назад точно знали, чего хотят от своего государства, образовавшегося после краха Российской империи. Борис Ельцин оказался человеком, который не знал, чего хочет от Российской Федерации, появившейся после распада СССР. Однако его наследник Владимир Путин ...