Изнанка цивилизации
sergeytsvetkov — 06.08.2018Древние Афины безусловно заслуживают нашего восхищения. Но было бы наивно представлять их этаким царством искусств и наук. Не нужно забывать, что в период создания ослепительных шедевров и невиданного расцвета научно-философской мысли афинское общество в массе своей придерживалось самых дикарских суеверий и нравов. Предлагаю бросить беглый взгляд на эту изнанку афинской цивилизации.
Как известно, архаические общества всегда боятся, что весна забудет прийти на смену зиме. И вот в Афинах, чтобы обеспечить смену сезонов, ежегодно праздновали бракосочетание бога-козла Диониса с «царицей» Афин, женой первого сановника города, «архонта», то есть «царя». В этот день, под пение религиозных гимнов, всем миром переносили древнюю деревянную статую бога из храма в дом «царя», где оставляли ее на всю ночь в постели «царицы». Это бракосочетание самой знатной дамы Афин с богом, отнюдь не символическое, а совершавшееся на деле, — обеспечивало плодородие полей, садов и виноградников, способствовало рождению детей и размножению скота.
Существовал также обычай прибегать к козлу отпущения — «фармаку», служившему средством избавления от разного рода несчастий и бедствий. Для такого случая демократические власти Афин содержали некоторое количество человеческого отребья, калек и идиотов, либо присужденных к смертной казни, которых при наступлении голода или эпидемии приносили в жертву богам. Козла отпущения обыкновенно побивали камнями, а иногда сжигали и пепел развеивали над морем.
В утро битвы при Саламине, когда афиняне, по выражению Геродота, «прильнув к свободе», спасли независимость Греции, главнокомандующий Фемистокл принес в жертву Дионису трех пленников, родных племянников персидского царя. Это были юноши необыкновенной красоты, в великолепных одеждах, увешанных золотыми украшениями. Это не было актом мести, но священной жертвой ради успеха в сражении. Вероятно, их разорвали на части, как то требовалось при жертвоприношениях Дионису. Культ бога плодоносящих сил земли и вечно обновляющейся растительности Диониса был неразрывно связан в сознании греков с жизнью и смертью. Кроме того, жертвы богу виноградарства и виноделия могли приноситься не иначе, как в состоянии опьянения и вакхического неистовства. Поэтому одним из наиболее древних ритуалов служения Дионису было разрывание и поедание живого мяса. Всем известна печальная судьба Орфея, который был разорван на куски вакханками за то, что не почитал Диониса и предпочел ему Аполлона. Впрочем, сам Дионис оказался веротерпимее своих почитательниц — согласно Овидию, он не одобрил самоуправства вакханок и превратил их за это в дубовые деревья. Однако кровавые оргии на празднествах в честь Диониса после этого не прекратились. Сцены разрывания и поедания детей и животных в рамках культа Диониса сохранились на греческих вазах V–IV веков (но в это время, вероятно, уже только на вазах — к пятому веку человеческие жертвоприношения совершались греками лишь в исключительных случаях, причем в жертву приносились военнопленные или преступники).
Отцу семейства было предоставлено право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится. Брошенных новорожденных можно было видеть на обочинах дорог и на ступенях храмов. Стоит ли упоминать о положении афинских женщин, находившихся в положении, близком к рабскому? Супруга была нужна лишь для того, чтобы расчетливо вести хозяйство и рожать детей, желательно мальчиков.
Пример античной Греции зовет нас не забывать, что цивилизация — это всего лишь тонкий слой позолоты на человеческом обществе, во все века живущем инстинктами, страстями и суевериями.
|
</> |