Как православный священник стал "коучером"...
kalakazo — 07.09.2022 Алексей Дунаев:danuvius:"Как православный священник стал "коучером"
Интервью с Федором Людоговским:
https://www.youtube.com/watch?v=jW8QhZcC-QI
Мне было интересно посмотреть, потому что мы с Федором пересекались, хотя и очень шапочно, а потом я следил за перипетиями его судьбы по инету.
Первые 25 минут - биография, с 45-й минуты -- итог исканий на сегодняшний день.
Название "интегральная духовность" -- это, скорее, от ведущего. Я так и не смог понять, к чему именно пришел Федор и какое место там занимает Христос (Федор верно замечает, что христианство претендует на исключительность). Отрицание Федором приснодевства Богоматери тоже осталось непроясненным (тут много разных аспектов). Скорее всего, как и Т. Л. Александрова, бывшие христиане (в данном случае -- "православные") остаются у разбитого корыта, когда прежнее откинуто, а новое не найдено. И понятно, почему. Федор верно заметил одну из главных особенностей ПГМнутых -- не задавать вопросов (иначе говоря, не думать). Православие, так или иначе организованное, как институция, давно превратилось в музейный труп, наподобие фарисейства, и вдохнуть в него реальную жизнь невозможно, как новое вино в ветхие мехи. Да, в первый век произошла смена парадигмы, когда вместо иудейства христианство предпочло "эллинизм", но на этом все и остановилось, даже новый синтез (в любой форме) с томизмом стал неподъемной задачей, а "творческое развитие" богословия (которое является лишь частью религии) в виде "паламизма" оказалось фикцией. Новый язык, новая терминология, новая философия -- это все несовместимо с окостеневшим "православием", давно потерявшим творчество, вместо этого будет лишь "богословие хоккеиста симулякра" (читающие мой ЖЖ поймут, что я имею в виду).
Что православная аскетика приемлема, если из нее убрать "чувство вины" (хотя на самом деле оно одно из основополагающих для христианства), я не согласен. Она имеет точно такой же дисциплинирующий смысл, как и в иных религиях, прежде всего для монашествующих, но при отсутствии/потере внятной итоговой цели она превращается в ту же самую оболочку без смысла.
В целом же в интервью Александровой или Людоговского проблемы "православия", прежде всего русско-советского, и христианства в целом затронуты лишь с некоторых сторон. Позиции, нынешние "итоги жизни" дававших интервью типичны, наверное, прежде всего для православных "призыва 1990-х". Хотелось бы думать, что Людоговский прав, полагая, что нынешняя РПЦ МП как прежде всего сталинский продукт (хотя и с историческим бэкгранудом) в виде сущем перестанет существовать с крушением нынешнего режима."
отсюда