Как постились в Белграде

топ 100 блогов maiorova03.05.2024 И снова Павел Аполлонович Ровинский с его эпохальным трудом «Древний период русского языка»:

Я приехал в великий пост, который здесь однако не отличается от обыкновенного времени ни особенным протяжным звоном в церквах, ни прекращением увеселений (первый год не было этих увеселений совершенно по другим причинам, а на второй год продолжался весь пост театр), и пища в большей части гостиниц, да и в частных домах продолжалась скоромная. Каждый день можно было видеть, как почтенный сербский гражданин, надев на палец лопатку барашка, то шёл с базара домой, чтоб дать жене пораньше приготовить к обеду его любимое печене; иные для разнообразия постятся только в середу и пятницу.

Первый народный праздник, который мне привелось видеть в Белграде, был — цветы (так называют здесь вербное воскресенье). Праздник этот тем особенно важен для сербов, что на него совершилось второе восстание для освобождения от турок, под предводительством Милоша Обреновича (в 1815 г.), и от него ведёт свое возрождение княжество Сербия. Наконец, за вечернею было освящение вербы; но при этом присутствуют почти одни дети. Получив по вербочке в соборной церкви из рук митрополита, дети двинулись через весь город по Абаджийской улице к церкви Вознесения, оттуда поднялись на Теразии и пошли назад. Впереди несли свечи, рипиды и другие какие-то церковные принадлежности, за ними шли певчие в особенных костюмах, а остальное все с вербочками, и все одни дети до нескольких сот; всё это идёт и поёт со всем усердием, а у многих в руках колокольчики, которыми они то и дело позванивают. Воротившись в собор, все оставили там свои вербочки до заутрени. На другой день праздник был на весь город: все лавки и гостиницы заперты, везде вывешены трехцветные флаги, все консульства также распустили огромные флаги на высочайших шестах, а в чаршии узенькие улицы до того были увешаны ими, что приходилось идти почти под ними. До обедни всё войско, регулярное и народное, собралось перед конаком на улице, князь вышел на крыльцо в своем дворе и войско перед ним дефилировало. Затем все отправились в церковь. Вечером была иллюминация, состоявшая в том, что в каждом доме на окнах выставлены были свечи, а в одном месте на теразиях на столбе в железном сосуде горела смола и, кипя, огненным потоком лилась через края. Это зрелище в особенности привлекало публику. Около 8 часов из крепости вышел военный оркестр и играл все время, направляясь к княжескому конаку. Впереди шла толпа ребятишек под предводительством жандарма, и то и дело кричала «Древний период русского языка» "ура!". Перед конаком музыка играла до 9 часов, а мальчишки три раза прокричали «Древний период русского языка» "ура" и потом все разошлись. В то самое время несколько музыкантов из граждан ходили по всему городу, играя страшную разладицу, и тем забавляли публику, которая важно прогуливалась. Публика, надо заметить, никогда не принимает участия в этих криках «Древний период русского языка» "ура" и в других выражениях подобного восторга; она считает это ниже своего достоинства и предоставляет такие демонстрации детям, что последние очень усердно выполняют, как гражданскую обязанность. Один простой мальчишка ходил отдельно по всему городу и громким речитативом пел всё одну песню, как кажется, свою импровизацию.

Пришла наконец страстная неделя. Я всё не замечал поста, потому что меня в гостинице продолжали кормить скоромным. Однажды утром я схожу вниз в кофейню, чтоб получить свой белый кофе, сажусь на обычное место и в приятном ожидании читаю газету. Но кельнер решительно обо мне не заботится; а между тем сам преспокойно наслаждается у шкапчика, пропуская рюмочку лютой ракии. Я решился напомнить о себе. «Э! так господин ждет белого кофе?» — спросил он, как бы удивлённый. «Нынче великая пятница, нынче белого кофе нельзя получить; а если хотите чёрного?» — Ну, хоть чёрного. — «Это можно». Подавши мне чёрный кофе, сам снова приложился к шкапчику; видимо повеселев, он подошёл ко мне и, утирая губы, начал поучительно говорить, какой страшный грех не почитать великую пятницу. «3автра суббота — ну, тогда можно опять», — заключил он своё поучение. Это был истинный славянин и вполне был бы добрым русским.

С четверга страстной недели до вечера субботы непрерывный базар, но уж продаётся не фасоль, лук, чеснок и коренья, а целая батальджамийская площадь покрылась гурточками овец и ягнят: другой живности, птиц и свиней, на этом базаре вовсе нет; птицы на обыкновенных базарах, а свиньи больше осенью. Вы всюду встречаете такую сцену: взваливши целую овцу на плечи и, держа её за ноги, свесивши наперёд, тащит её простой серб за своим покупателем горожанином или сам хозяин несёт ягнёнка; кругом слышится блеянье ягнят и овец, разговор покупателей с продавцами, которые впрочем держатся важно: одни выбирают пожирнее, другие норовят продать подороже.

Пасха в праздновании не представляет ничего особенного: крашеные яйца есть, но недостаёт нашего христосованья.


* * *

Сейчас, конечно, невинных бяшек на городском базаре не продают. А вот Великую пятницу блюдут по-прежнему усердно. Нам преподавательница сербского задала посмотреть, какие очереди будут в рыбные магазины по соседству. И действительно, в обычные дни рыбный магазин мало кого занимает. Сербы не рыбоеды. А вот в Великую пятницу обязательно положено есть рыбу, и за нею выстраиваются огромные колонны народу...

Как постились в Белграде

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Николай Ярошенко. Курсистка. 1880 13 декабря — день рождения известного русского художника-передвижника Николая Ярошенко (1846—1898). Художник сочувствовал революционному движению, что и отразилось в его картинах. В 1880 году он нарисовал картину "Курсистка" на модную тогда тему ...
(Read more ...
...
Сходили вчера в Вахтаногва на "Мнимого больного" в постановке Сильвиу Пуркарете. Рецензия моя будет кратка: смеялся, практически ржал на грани приличия. Иногда до слёз. Давно хотели попасть на Маковецкого, наконец-то получилось. Места были в 6-м ряду, практически на расстоянии вытянутой ...
Продолжение исследования армянского язычества, начатого в прошлой статье, повествующей о косматом Перуне. Там мы разбирали текст армянской хроники "История Тарона"созданной в VII -IX вв. Дохристианские армянские языческие культы представленные в хронике "История Тарона" существенно ...