Как постились в Белграде

топ 100 блогов maiorova03.05.2024 И снова Павел Аполлонович Ровинский с его эпохальным трудом «Древний период русского языка»:

Я приехал в великий пост, который здесь однако не отличается от обыкновенного времени ни особенным протяжным звоном в церквах, ни прекращением увеселений (первый год не было этих увеселений совершенно по другим причинам, а на второй год продолжался весь пост театр), и пища в большей части гостиниц, да и в частных домах продолжалась скоромная. Каждый день можно было видеть, как почтенный сербский гражданин, надев на палец лопатку барашка, то шёл с базара домой, чтоб дать жене пораньше приготовить к обеду его любимое печене; иные для разнообразия постятся только в середу и пятницу.

Первый народный праздник, который мне привелось видеть в Белграде, был — цветы (так называют здесь вербное воскресенье). Праздник этот тем особенно важен для сербов, что на него совершилось второе восстание для освобождения от турок, под предводительством Милоша Обреновича (в 1815 г.), и от него ведёт свое возрождение княжество Сербия. Наконец, за вечернею было освящение вербы; но при этом присутствуют почти одни дети. Получив по вербочке в соборной церкви из рук митрополита, дети двинулись через весь город по Абаджийской улице к церкви Вознесения, оттуда поднялись на Теразии и пошли назад. Впереди несли свечи, рипиды и другие какие-то церковные принадлежности, за ними шли певчие в особенных костюмах, а остальное все с вербочками, и все одни дети до нескольких сот; всё это идёт и поёт со всем усердием, а у многих в руках колокольчики, которыми они то и дело позванивают. Воротившись в собор, все оставили там свои вербочки до заутрени. На другой день праздник был на весь город: все лавки и гостиницы заперты, везде вывешены трехцветные флаги, все консульства также распустили огромные флаги на высочайших шестах, а в чаршии узенькие улицы до того были увешаны ими, что приходилось идти почти под ними. До обедни всё войско, регулярное и народное, собралось перед конаком на улице, князь вышел на крыльцо в своем дворе и войско перед ним дефилировало. Затем все отправились в церковь. Вечером была иллюминация, состоявшая в том, что в каждом доме на окнах выставлены были свечи, а в одном месте на теразиях на столбе в железном сосуде горела смола и, кипя, огненным потоком лилась через края. Это зрелище в особенности привлекало публику. Около 8 часов из крепости вышел военный оркестр и играл все время, направляясь к княжескому конаку. Впереди шла толпа ребятишек под предводительством жандарма, и то и дело кричала «Древний период русского языка» "ура!". Перед конаком музыка играла до 9 часов, а мальчишки три раза прокричали «Древний период русского языка» "ура" и потом все разошлись. В то самое время несколько музыкантов из граждан ходили по всему городу, играя страшную разладицу, и тем забавляли публику, которая важно прогуливалась. Публика, надо заметить, никогда не принимает участия в этих криках «Древний период русского языка» "ура" и в других выражениях подобного восторга; она считает это ниже своего достоинства и предоставляет такие демонстрации детям, что последние очень усердно выполняют, как гражданскую обязанность. Один простой мальчишка ходил отдельно по всему городу и громким речитативом пел всё одну песню, как кажется, свою импровизацию.

Пришла наконец страстная неделя. Я всё не замечал поста, потому что меня в гостинице продолжали кормить скоромным. Однажды утром я схожу вниз в кофейню, чтоб получить свой белый кофе, сажусь на обычное место и в приятном ожидании читаю газету. Но кельнер решительно обо мне не заботится; а между тем сам преспокойно наслаждается у шкапчика, пропуская рюмочку лютой ракии. Я решился напомнить о себе. «Э! так господин ждет белого кофе?» — спросил он, как бы удивлённый. «Нынче великая пятница, нынче белого кофе нельзя получить; а если хотите чёрного?» — Ну, хоть чёрного. — «Это можно». Подавши мне чёрный кофе, сам снова приложился к шкапчику; видимо повеселев, он подошёл ко мне и, утирая губы, начал поучительно говорить, какой страшный грех не почитать великую пятницу. «3автра суббота — ну, тогда можно опять», — заключил он своё поучение. Это был истинный славянин и вполне был бы добрым русским.

С четверга страстной недели до вечера субботы непрерывный базар, но уж продаётся не фасоль, лук, чеснок и коренья, а целая батальджамийская площадь покрылась гурточками овец и ягнят: другой живности, птиц и свиней, на этом базаре вовсе нет; птицы на обыкновенных базарах, а свиньи больше осенью. Вы всюду встречаете такую сцену: взваливши целую овцу на плечи и, держа её за ноги, свесивши наперёд, тащит её простой серб за своим покупателем горожанином или сам хозяин несёт ягнёнка; кругом слышится блеянье ягнят и овец, разговор покупателей с продавцами, которые впрочем держатся важно: одни выбирают пожирнее, другие норовят продать подороже.

Пасха в праздновании не представляет ничего особенного: крашеные яйца есть, но недостаёт нашего христосованья.


* * *

Сейчас, конечно, невинных бяшек на городском базаре не продают. А вот Великую пятницу блюдут по-прежнему усердно. Нам преподавательница сербского задала посмотреть, какие очереди будут в рыбные магазины по соседству. И действительно, в обычные дни рыбный магазин мало кого занимает. Сербы не рыбоеды. А вот в Великую пятницу обязательно положено есть рыбу, и за нею выстраиваются огромные колонны народу...

Как постились в Белграде

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Детский фильм-сказка "Новогодние приключения Маши и Вити" вышел на телеэкран в декабре 1975 года. Это была настоящая культурная революция. Баба Яга в мини, кот-злодей в модных джинсах и рок-музыка, исполняемая ансамблем "Дикие гитары". Половина мальчиков Советского Союза влюбилась в ...
Чем отличается свобода от рабства? Из картинок это наглядно видно - равно как и этимология такого необщеславянского слова как кабала ( закрепощение, рабство ). kapalı, qapalı [капалы] (тур., азер.), ябулы (тат.) - закрытый ; от kapa(mak), qapa(maq) [капа(мак)] (тур., ...
Изабель живет в Марселе. Ей 25 лет, и она весит 28 килограмм. Она заболела анорексией ...
На формирование стоимости услуг влияет множество факторов. Среди последних можно выделить затраты на закон Яровой, планируемые расходы на реализацию Закона об устойчивом функционировании российского сегмента сети «Интернет» и т.д. — Билайн (@Beeline_RUS) December 27, 2019 ...
Господа арендодатели (я уверена, тут такие есть), есть желание сдать квартиру в Таллинне, но с наименьшим количеством всякого геморроя. Мне видятся 3 варианта: ...