Страна одушевленных туч
maiorova — 26.04.2024 В о только что приехала с любопытнейшей лекции о балканской низшей мифологии. Рассказывала и показывала Наталья Кузнецова,, которая вообще-то пишет об истории русской эмиграции в Югославии, а домовята и чертенята вполне естественным образом отпочковались от этой темы как побочный интерес. Как следует начитавшись, она стала спрашивать своего квартирного хозяина,человека в возрасте, какие сказки он читал своим детям. Тот приосанился и отвечает:— Андерсена.
— А народные сказки, фольклор?
С ужасом:
— Нет, нет, зачем детям это нужно?
И ведь я тоже обратила внимание: в сербских книжных мало сербских сказок! Безусловно, есть академические издания фольклора, всеми любимый Вук Караджич, например. Но их, будучи в здравом уме, ребёнку читать не станешь, это не годится. Масса переводных европейских сказок, немало и авторской сказочной прозы, в том числе и по этнографическим мотивам. Но, например, милейший вампирич (вампирчик) Бу македонской сказочницы Бониты Колевской так же похож на коренного национального вампира, как плюшевая росомаха на настоящую. И в конце одна из посетительниц лекции, сказала, что по первой части попросила своего жениха, серба по национальности, кого он знает из перечисленных фольклорных элементов. Из десяти он уверенно опознал двух, и ещё третий под вопросом. Говорит, на севере у нас вообще все не так. А как? Получалось, что место экзотической нечисти в северных областях страны занимают представители национального меньшинства — влахи. Влахи якобы здорово колдуют. И боятся их некоторые суеверные граждане, как какая-нибудь кустодиевская купчиха домового и полевого. Сие ведёт к конфликтам на этнической почве.
С иллюстративным материалом тоже не все задалось. Попытки прибегнуть к помощи искусственного интеллекта скорее не засчитана: он что видит, то и поет: рисует стереотипных упырей, стереотипных оборотней в духе современного хоррора (отчаянно низкопробного, надо сказать). А какой-нибудь дрекавац, являющийся в облике младенца, покрытого шерстью, ставит ИИ в тупик, и на свет появляется изображение малыша в меховой шапке и в шубе... Или вот есть лесная матерь. У лесной матери особая примета: огромный гипертрофированный бюст. Бедная рисовалка тужилась-тужилась, но продукт своих мучений демонстрировать отказалась. По этическим соображениям.
А это Баба Рога, добродушная балканская родственница всем известной Бабы-Яги. Ей ИИ никак не мог изобразить красу и гордость — рог во лбу. Только два рога, что, конечно, очарования старушке не прибавляло. Поэтому пришлось обратиться к профессиональной художнице Дарье Кругловой, и если её работы будут изданы, например, в виде открыток, я их с удовольствием приобрету. Приятно прислать товарищу змая или псоглава. Да даже и баба-рогу, но каноничную. Один рог не порок, два рога уже много.
|
</> |