Лази-Лазо-Лазаре...
maiorova — 27.04.2024 Чем ближе к собору, тем больше детей в веночках из длиннолистных ветвей вербы, с колокольчиками на шее. Сегодня Лазарева суббота, иначе врбица — самый детский православный праздник в Сербии. На площади св. Савы весёлая толчея. Продают эти самые венки со вплетенными в них разноцветными ленточками и искусственным цветами самых вырвиглазных оттенков, продают колокольцы — на триколорной ленточек подешевле, двести динар, на бисерной низке подороже — триста. Мы купили голубенькую, а оказывается, девочкам надо красную, а синие и голубые полагается мальчикам. Продают неизбежную, как смерть и налоги, сладкую вату. Важного вида старик с тростью нудно выяснял, постная ли вата, а получив утвердительный ответ, купил и торжественно понёс, как флаг. Венки порядком уже приувяли из-за жары и за них берут сто динаров, а то и меньше. Маленький модник выбирает посвежее, примеряет:— Мама, а с жёлтыми маргаритками ничего, не вызывающе?
Те, кто уже в венках, затевают веселую беготню со звоном. Сегодня можно. Идёт высоченный мужчина, седой, как лунь, ведёт за руку парня лет семнадцати, почти такого же высокого, с колокольчиком на шее, в венке с синими цветами, в чистой рубашке. Говорит ему степенно:
— Ну вот, сын, в церкви были, дело сделали...
У парня неровная, спотыкающаяся походка, отстраненное лицо. Он, похоже, болен.
Венки надевают молодые девушки, женщины постарше, даже пожилые — щеголяют, фотографируются. На открытых верандах в кафе нет-нет да мелькнет цветочек, нет-нет, за зазвонит колокольчик.
Перед церковной гостиницей пробует голоса местный квартет: две трубы, туба — ум-ца-ца, бум-ца-ца, и невпопад колотящаяся, как больное сердце, тарабука. Тянут вразнобой, кто во что горазд, и в некий момент выкристаллизовывается сначала пять нот мелодии, потом семь, пять, потом семь... Подвыпивший ради праздника продавец венков залихватски свистит в четыре пальца и пускается в пляс.
|
</> |