Как портсигар стал любимой вещицей королей, солдат и коллекционеров, и Что на
vitas1917 — 26.02.2024Портсигары с момента своего появления стали не просто практичной вещью, а модным аксессуаром мужчин, который показывал их состояние и статус. Они нравились Петру I, Николаю II, партийные работники и офицеры получали их в качестве вознаграждений, а солдаты в основном использовали его как удобное и надежное место для хранения табачных изделий в условиях окопной жизни. С появлением картонных пачек для сигарет портсигары отошли на второй план, но для коллекционеров они и поныне представляют большую ценность.
История портсигара: от кисета до футляра
Кисет и табакерка для хранения табака.
С появлением табака возникла необходимость его хранения в сухом,
защищенном от влаги месте. Особенно сложно было курильщикам, когда
требовалось уходить из дома. Его носили сначала в кисетах, хранили
в табачницах, а потом уже появился портсигар.
Портсигар быстро стал модным аксессуаром, который не стыдно было
преподносить в подарок, потому что футляр позволял выполнять на нем
рисунки и украшать драгоценными камнями, золотом, серебром. С XVII
века знатные особы стали их использовать, чтобы показать свою
состоятельность. Простой же крестьянин еще долго пользовался
кисетами.
Первые царские портсигары. / Фото: antiqueshop.ru
Преобразования произошли в XIX — начале XX века, когда
портсигары стали доступной вещью, которой мог бы пользоваться
каждый. Различия были в дизайне футляра. Кто-то носил обычный из
меди или алюминия, а кто-то мог себе позволить из серебра, золота,
покрытые драгоценными камнями.
Популярность портсигара продержалась долго – до 60-х годов XX века,
а потом пошла на спад, потому что появились пачки для сигарет, и
металлические футляры стали не настолько нужны – сигареты больше не
мялись.
Как курили монархи: табачные аксессуары
Табакокурение перестало быть под запретом при Петре I. / Фото: novostiifakty.mediasole.ru
Петр I разрешил то, с чем долго и яростно боролись во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича – табак вышел из-под запрета. И даже наоборот – курение стали насаждать. А все из-за того, что в казне к концу XVII века было мало денег, а с помощью продажи табака ее могли пополнить. Курить начали не только простые люди, но и монархи - Пётр III, Екатерина Великая, Павел I, Николай II.
Портсигар Николая II, подаренный ему Александрой Федоровной. / Фото:culture.russtreaming.tilda.ws
Петр I для курения использовал трубку, а табак хранился в табакерке. Истинным пользователем портсигаров можно назвать Николая II. Он был заядлым курильщиком, и ему дарили портсигары по любому случаю. У него был портсигар, подаренный императрицей Александрой Федоровной, на футляре которого имеются два маленьких портрета дочерей – Ольги и Татьяны. По кругу фото оформлены маленькими бриллиантами, они напоминают два перекрестных цветка. Он был подарен в августе 1898 года и обозначался как портсигар пробкового дерева, но если его открыть, то внутри был позолоченный.
Портсигар для Николая II. / Фото: zelengarden.ru
Еще один портсигар был подарен императрицей в 1897 году в честь рождения дочери Татьяны. Его изготовил великий мастер Фаберже, чьи творения удивляют отточенными завитушками, узорами и работой механизмов. Подаренный портсигар был покрыт сиреневой эмалью, позолоченной сеткой завитков растений и с двуглавым орлом посредине. Его стоимость возросла со временем. Сначала он был национализирован советскими властями, а потом продан за 103 рубля американскому бизнесмену, когда распродавались музейные экспонаты. В 2013 году в Лондоне портсигар был выставлен на аукционе по оценочной стоимости от 150 до 200 тысяч фунтов стерлингов.
Превращение в изысканную вещь: преображение портсигара в руках мастеров Фаберже
Портсигары Дома Фаберже.
После того как портсигар завоевал популярность, он стал вещью, которую приятно было подарить и иметь. В конце XIX - начале XX веков появились портсигары с виньетками, изготовленные в технике филигрань, покрытые эмалью и драгоценными камнями. В оформлении многих превзошел Дом Фаберже, мастера которого выпустили поистине произведения искусства.
Портсигары Фаберже.
Основное их направление – это производство серебряных портсигаров, покрытые рисунками, орнаментами, росписью. Использовался стиль неоклассицизма, рококо, модерн. Такие портсигары были дорогой вещью, которую могли приобрести богатые люди, поэтому в основном их заказывали и дарили монаршим особам или офицерам. Николай II на свое совершеннолетие получил в подарок портсигар, на котором были портреты членов императорской семьи.
Портсигары Фаберже.
Портсигары, которые выпускал Дом Фаберже, ценились за красоту и
идеальный механизм. Они не щелкали при закрывании, а скрытые петли
создавали вид целостного футляра без выступающих деталей, кроме
застежки. Но она была инструктирована драгоценными камнями, которые
дополняли общий вид.
Портсигары, изготовленные Фаберже, достойны титулованных особ.
Кнопки украшались бриллиантами, сапфиром, гранатом, лунным камнем,
рубинами и другими драгоценными камнями. Поверхность покрывалась
часто гильошированной эмалью, которая гармонировала с
позолоченными, серебряными деталями или узорами из бриллиантов и
алмазов. Разнообразие портсигаров Фаберже очень большое, и многие
его творения до сих пор находятся в коллекциях британских
монархов.
Портсигар как предмет для награды или подарка
Портсигары отображали историю.
По внешнему виду портсигаров можно наблюдать историю народа. Изображения на них менялись в соответствии с происходящими событиями, особенно это стало заметно с приходом советской власти. Портсигар приобрел функцию агитационного предмета, на котором часто изображались образы вождей и элементы национальной символики. Потом появились лозунги, изображения военной техники, серп и молот – как символ СССР.
Портсигары с символикой СССР.
Портсигары стали дарить за особые заслуги перед Родиной наравне с медалями и орденами. Для офицерского состава – серебряные, а для солдат – из мельхиора, латуни. В 1927 году он был признан официальным наградным предметом СССР. На них стали делать гравировку: «За преданность делу Пролетарской Революции». Через 3 года появились специализированные учреждения, которые занимались изготовлением портсигаров для подарочных целей, поэтому они сразу имели соответственную тематику рисунков. В большинстве это были изображения колхозников или рабочих на фоне лучей восходящего солнца, знамена, красноармейцы, колосья пшеницы. Для таких портсигаров использовали штамповку, а различались они надписями на задней крышке – кому и за что он дарится. Такие портсигары получались тяжелыми и весили более 200 граммов.
Портсигары времен СССР.
В годы Великой Отечественной войны тема с портсигарами обрела второй виток популярности. Они стали простой наградой, которой можно было выделить бойца за особые заслуги, причем заодно решал вопрос сохранности табака. Тем, кому не доставались именные портсигары, делали себе сами из подручного материала. В ход шли гильзы или алюминий от разбитых самолетов. Такие портсигары ценятся коллекционерами, потому что трудно найти два одинаковых экземпляра.
Портсигары с символикой СССР.
Для командиров Красной Армии портсигары изготавливали способом черни, когда углубленный рисунок обрабатывался смесью сульфидов серебра, свинца, меди, олова и серы, а потом проходил обжиг, позволяющий ей прочно соединиться с деталями портсигара. Уже после войны офицеры стали получать портсигары, покрытые эмалью, которые относились к дорогой группе по изготовлению. Они предназначались также партийным деятелям, поэтому изготавливались малым тиражом.
Художественное оформление портсигаров.
Художественное оформление портсигаров продолжилось и в 60-е
годы, отображая важные события в стране. Это и полет в космос, и
Олимпиада в Москве, скульптурные памятники и даже герои
мультфильмов. Портсигары изготавливались на 17 предприятиях СССР.
Самым крупным считался трест «Масштамп», хотя несложное
изготовление позволяло начать их производство на любом заводе.
Оружейный завод в Туле также занимался изготовлением портсигаров,
используя технику обработки и украшения, как и для оружия, поэтому
каждый экземпляр был по-своему оригинален.