«Длинноногий папочка» – что это за странный транспорт?
vitas1917 — 22.02.2024Daddy Long Legs, «длинноногий папочка» или же «папочка длинные ноги» – единственное в своём роде транспортное средство, работавшее в конце XIX века в Великобритании.
Рекламный плакат «Прибрежного электрического трамвая Брайтона и Роттингдина»
Это изобретение инженера по имени Магнус Волк, благодаря которому в прибрежном Брайтоне на юге Великобритании открылась одна из первых в мире веток электрифицированной железной дороги. Магнус хотел продлить ветку до деревни Роттингдин, которая по сути является пригородом Брайтона, но из-за сложного рельефа местности такой проект оказался бы слишком дорогостоящим.
Так появилась идея «Прибрежного электрического трамвая Брайтона и Роттингдина» – транспортного средства на электротяге, которое перемещалось бы вдоль берега по проложенным под водой рельсам.
Гибрид трамвая и парома, созданный в единственном экземпляре, назвали «Пионер». Неофициальное же название «Daddy Long Legs» по-английски обозначает сенокосца, которого напоминает странный трамвай на длинных ногах.
Сенокосцев мы называем по-русски также «косиножками», так что локализованная версия названия «длинноногий папочка» может звучать как «косиножка».
Сенокосец, он же косиножка
Что это было за устройство?
В 1894 году для «длинноногого папочки» по дну моря на расстоянии 50-90 метров от берега проложили железную дорогу протяжённостью приблизительно 4,5 километра.
Она соединяла существующий пирс в Брайтоне со специально сооружённым пирсом в Роттингдине. Вдоль дороги были протянуты контактные провода. Для питания моторов «косиножки» на новом Роттингдинском пирсе поставили электростанцию.
Само транспортное средство представляло из себя платформу с установленным на ней салоном вроде трамвайного, которая опиралась на четыре семиметровые «ноги». Каждая из «ног», в свою очередь, стояла на тележке с четырьмя колёсами. В движение «длинноногого папочку» приводили два мотора мощностью по 25 лошадиных сил.
И как оно работало?
«Пионер» вполне подходил для пассажирских перевозок: максимальная вместимость составляла 150 человек, размещённых на платформе, в салоне и на крыше салона. Транспортное средство было оборудовано как пассажирское судно: спасательные круги, шлюпка, а также флаг и судовой колокол.
Однако в ходе эксплуатации быстро вскрылся недостаток необычного транспорта. «Пионер» хорошо шёл при низкой воде, но во время прилива из-за сопротивления воды скорость падала до пешеходной. В силу этих обстоятельств «Длинноногий папочка» не мог обеспечить постоянную скорость, точное время в пути и периодичность курсирования.
Как сложилась судьба этого водного трамвая?
Начав работу в ноябре 1896 года, «Пионер» буквально через неделю попал в аварию.
Ночью разразился шторм. Пришвартованный у пирса водный трамвай ветром и волнами сорвало со швартовых, отнесло по рельсам на несколько десятков метров в море, где и опрокинуло набок.
Его восстановили, модернизировали, удлинив «ноги», и снова ввели в эксплуатацию летом следующего года; но и на этот раз «Пионер» проработал недолго.
В 1900 году у побережья Брайтона решили построить новые волноломы, и железнодорожные пути пришлось бы переносить, что оказалось бы слишком затратно. Нужно было выбирать одно из двух, и причудливому транспортному средству предпочли безопасность побережья, которую и обеспечили волноломы.
В 1901 году была разобрана часть железной дороги, мешавшей строительству, и «длинноногий папочка» уже не мог функционировать. Сам «Пионер» простоял пришвартованным до 1910 года, когда его вместе с рельсами пустили на металлолом.
В наше время вдоль берега при отливе можно увидеть бетонные шпалы – единственное живое напоминание о необычном водном трамвае.