Как голубая посуда стала национальным символом Голландии: История пиратства,
vitas1917 — 23.02.2024Голубой фарфор из Делфта, которому более четырех сотен лет, давно уже стал олицетворением Нидерландов. Однако его путь к популярности был непростым и поистине интернациональным. От китайских производителей фарфора и художников-керамистов Ближнего Востока до британской королевы и французского дизайнера интерьеров, это национальное голландское достояние имеет поистине многонациональную историю, с многочисленными взлетами и падениями своей популярности.
Как в Голландии появился голубой фарфор, секрета изготовления которого никто не знал
Секрет изготовления голубого фарфора китайцы хранили в тайне
Технология обжига настоящего фарфора впервые была разработана китайскими гончарами из Цзиндэчжэня в XIV веке. Для его производства требовалась температура в печи около 1300°C, необходимая для того, чтобы смесь для глазури приобрела стекловидную прозрачность и сплавилась с глиняным предметом, после чего рисунок оказывался как бы зажатым между двумя прозрачными слоями.
О существовании этого уникального фарфора большинство голландцев
узнали в конце XVI века от Яна Гюйгена ван Линшотена, который,
путешествуя по Индии, описал изделия, увиденные им на рынках Гоа,
как «настолько изысканные, что ни один хрустальный стакан не может
с ними сравниться».
Ван Линшотен опубликовал секретные карты и навигационные
руководства, которые разожгли аппетит голландских торговцев и
позволили им добраться до восточной Индии, разрушив тем самым
монополию на морские торговые пути их давнего конкурента –
Португалии.
Однако первая крупная партия китайского фарфора, прибывшая в
Голландию, была результатом не торговли, а пиратства, посредством
захвата у острова Святой Елены корабля «Сент-Яго», принадлежавшего
португальским торговцам.
Содержимое его груза было продано на аукционе в Миддлбурге на юге
Голландии в 1602 году, где за приобретение редкого фарфора
произошла настоящая борьба между покупателями, собравшимися со всей
Европы.
Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com
Следующая партия пришла в Голландию таким же пиратским путем, когда спустя год в Малаккском проливе был захвачен корабль «Санта-Катарина». Сто тысяч произведений искусства были выставлены на аукцион в Амстердаме, где богатые покупатели, очарованные блестящей глазурью, готовы были заплатить любые деньги для их приобретения.
Почему голландским торговцам было запрещено посещать Цзиндэчжэнь
Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com
Конечно, в интересах голландцев было установить законные
торговые связи с китайцами, но голландским торговцам было запрещено
путешествовать вглубь страны, в город Цзиндэчжэнь, чтобы китайские
мастера могли сохранить в тайне производство китайского
фарфора.
Вместо этого им предложено было заказывать товары у посредников,
после чего китайские корабли должны были доставлять их в Батавию,
торговый форпост, основанный голландцами в 1619 году. Голландские
купцы также обязаны были оказывать дань уважения императору, чтобы
сохранить свои торговые права.
Таким образом, в торговле китайским фарфором голландцы оказались в
значительной степени подчиненным торговым партнером.
Тем временем популярность китайского фарфора привела к тому, что
керамисты по всей Европе начали пытаться производить такой же. Но
никто не знал секрета его изготовления, поэтому экспериментировали
с различными техниками.
Винтажная делфтская посуда / Фото: bbc.com
Самыми успешными из этих подражателей оказались жители Делфта, у
которых было много китайских оригиналов. Созданная по их образцу
сине-белая керамика, украшенная красивым орнаментом, выглядела
весьма привлекательно, но она не могла сравниться с изысканностью
настоящего китайского фарфора.
Однако со временем, уже после значительного периода экспериментов,
гончары Делфта научились производить изделия с похожими
характеристиками китайских фаянсовых изделий.
Делфтская голубая посуда, созданная как альтернатива китайскому фарфору, становится символом Голландии
Делфтский фарфор становился все более популярным
Ранняя делфтская посуда представляла собой любопытный гибрид
тарелок с изображением голландской сельской местности в центре, в
по краям с орнаментом, характерным для фарфора династии Мин.
При этом голландцы иногда неправильно понимали или неверно
истолковывали китайские образы. К примеру, персики являющиеся
символом долголетия в Китае, на голландской фаянсовой посуде больше
напоминали апельсины.
И хотя делфтская посуда была создана как более дешевая альтернатива
китайскому фарфору, пользовавшемуся большим спросом на протяжении
всего XVII века, она была лучшей из производимых в Европе.
Представители элиты со всего континента, в том числе и король
Франции Людовик XIV, заказывали эти изделия у голландцев.
Однако потребовалась история с британской королевой, чтобы
превратить делфтскую посуду по-настоящему в роскошный товар. Мария
Стюарт, дочь Якова II, пришла в восторг, увидев голландскую
керамику, и заказала большой набор делфтской посуды, состоящий из
различных предметов, включая довольно сложные вазы и цветочные
пирамиды.
Предметы из набора делфтской посуды, заказанного Марией Стюарт
Эксперты, описывающие эти предметы, созданные голландскими
мастерами, отмечали, что они были настоящим произведением
искусства, но в их дизайне явно прослеживается французское и
китайское влияние.
По своей форме в виде пирамиды с насадками для подсвечников на
ребрах эти предметы были поразительно похожи на памятники
французского дизайнера интерьеров Марии Даниэль Маро, при этом
декор и цветовая гамма сохраняли китайский стиль.
Делфтская посуда на перекрестках моды
Выставка делфтской посуды в Голландии / Фото: li-ga2014.livejournal.com
В конце XVIII века, когда керамисты немецкого города Мейсена
раскрыли секрет изготовления китайского фарфора, делфтская посуда
начала постепенно выходить из моды, однако ей не суждено было
навсегда «кануть в Лету».
Популярность к изделиям голландских мастеров начала возвращаться в
конце XIX века, когда при коллекционировании антиквариата
голландский стиль стал невероятно модным. Любопытно, что в то время
в этих изделиях впервые увидели типично голландский продукт, а не
китайскую имитацию.
То, что делфтский голубой фарфор продолжает иметь такую
актуальность сегодня, Голландия во многом обязана королеве
Нидерландов Максиме, которая в 2017 году заинтересовалась историей
китайского фарфора династии Мин и открыла выставку восстановленных
фрагментов фарфоровых изделий, попавших в Голландию в XVI-XVII
веках, отметив, что Делфт и Цзиндэчжэнь имеют тесную связь в
истории изготовления керамики.
Королева Нидерландов на выставке делфтской посуды
|
</> |