Как полюбить собственные работы?
miumau — 18.04.2016 Добрый день, Яна! Очень люблю Ваш блог и Ваши книги, Вы очень мудро и логично объясняете часто непонятные вещи и именно этого мне не хватает. Своим вопросом я мучаюсь уже достаточно давно, никто мне пока толкового ответа не смог дать, а мне по-прежнему интересно, поэтому пишу Вам, может быть Вы поможете.Я, как и, наверное, большая часть Вашей аудитории, человек творческий, а именно - рисую. Рисую я относительно недавно, около трёх лет, но за это время я по-настоящему этим увлеклась, много пробовала, чему-то училась, 365-проект вела и даже закончила, рисую большую часть свободного времени, в общем, это моё всё. С технической точки зрения если положить рядом то, что было в начале и то, что есть сейчас - разница огромна. Да даже если сравнивать то, что было полгода назад и сейчас, то прогресс виден. Мои рисунки весьма трудоёмкие, хоть и небольшие по размеру, и кропотливые.
Кто-то, видя это, удивляется, как у меня хватает терпения, кто-то удивляется, что я могу такое нарисовать пользуясь только ограниченным набором инструментов, кто-то говорит, что мне надо идти учиться и работать в этом направлении.
В общем, судя по всему, я неплохо рисую.
Только вот проблема в том, что по окончанию рисунка я смотрю на него, замечаю (или нет) какие-то косяки и всё, никаких эмоций. Мне не нравится ни один рисунок из тех, что я нарисовала. Максимум могу понять, что, "о, в этот раз у меня стала лучше прорисовка света и тени, неплохо", но это именно как факт себе отметить и всё.
Все мои близкие удивляются, как я так могу, не верят и считают, что я выпрашиваю лишние комплименты. А я реально не понимаю, какой из рисунков может кому-то понравиться, а какой - нет, я не могу выбрать "любимые" или "лучшие" рисунки, я не могу объяснить, почему я удивляюсь комплиментам и почему мне в них не очень легко поверить. И так хочется почувствовать радость от того, что сделал, гордость, мол, а я вот так могу!
Как думаете, что это такое и можно ли от этого избавиться?
Заранее благодарна за ответ.
P.S.: чтобы не быть голословной, прилагаю ссылку на альбом с рисунками: только прошу её не публиковать.
***
По просьбе автора я ссылку на портфель убрала.
Там разные рисунки. некоторые совсем ниочем (орнаменты), другие с изюминкой и замыслом. И действительно - очень кропотливая работа с кучей деталек. Про некоторые лично мне понятно, в чем у автора должен был быть "кайф" - есть забавная идея, которую очень захотелось изобразить. Или есть какая-то интересная фактура у всей картинки, которой интересно добиться.
Мне тоже не всегда нравятся мои работы, когда они закончены. Но я понимаю, чего я хотела. Т.е я может быть хотела чего-то добиться, но не получилось. Но я тогда знаю, что я по крайней мере попробовала, получила опыт. Узнала, каким способом желанного добиться нельзя - это тоже знания. :-) А иногда мне результат не очень нравится, но я получила огромное удовольствие от процесса. Такие работы тоже есть. Когда я буквально чувствую, что мне этим позаниматься надо было, и меня процесс "заземлил". А результат мне не особо интересен. т.к. он особо и не нужен.
Но конечно есть работы, в которых удалось реализовать замысел, получить то, чего хотела. Близкое к тому, как я себе представляла. И я таким работам радуюсь. Часто бывает, что я после первого "огня" начинаю видеть там страшные ошибки. Иногда могу даже через пару лет не выдержать, и старую работу исправить, потому что ошибка стала совсем невыносимой. Но по крайней мере какой-то "медовый месяц" у меня с некоторыми работами есть. Поэтому я не могу себе представить. что это за чувство такое - если ни одна работа никогда никак не нравится. Или не вызывает каких-то положительных чувств. Или не отличается по ощущению от других работ.
Я не могу ничего сказать по поводу такого "синдрома", и так же - чем он "лечится". А так же - нужно ли это вообще "лечить". Так же не знаю, является ли это действительно какой-то очень искренней формой кокетства. не хочу ни в чем таком "обвинять" автора, но иногда люди такое делают и говорят подсознательно, как бы специально "обесценивая" собственный труд, потому что кто-то их в детстве к такому приучил. Или потому что как-то привили привычку, что от обесценивания своей работы человек получает эмоциональную выгоду.
***
И еще не могу не отметить одну деталь - хотя не факт, что она имеет хоть какое-то отношение к данному вопросу. Все работы в присланном портфолио - очень мрачные. На всех сюжетных работах - выколотые глазки, ужасы, страшные сны, кровища и страхи. Я знаю, что есть авторы, которые на всю жизнь выбирают себе такую "мрачноватую" тематику. Например Мистер Финч, которого недавно тут хвалили, со своими "мертвыми зверушками", или Здислав Бексинский, которого я считаю одним из самых красивых "мрачных" художников.
Но у "взрослых" художников, работающих в таком жанре, всегда есть при всей мрачности какая-то легкость в работах, какая-то ирония. Иногда - юмор, иногда - глубокая идея, философская история в картинке. И я таких художников внутренне отличаю от тех, кто просто все время рисует мрак.
Некоторые начинают вот так рисовать "мрачнуху!", и только со временем находят "глубину". Я не знаю, колько лет автору этого письма, но может быть этот этап еще впереди? В любом случае я обратила внимание, что когда такие мрачные картинки рисуются без этой самой глубины, это часто является чистым эпатажем. А эпатаж, это выпрашивание внимания (и на самом деле - з этим кроется обиженный ребенок, который хочет, чтобы его заметили). И может быть поэтому картинки не вызывают чувств у автора? Потому что они не рисовались ради этого чувства - ради творческой задачи, ради желания пережить что-то в этой картинке, или вложить что-то пережитое? А изначально вся цель творчества - не про это?
И может быть тут помогло бы просто попробовать другую тему? Хотябы чтобы посмотреть, что получится, если полностью оторваться от этого пафосного жанра, и попробовать просто порисовать наедине с самой собой, не ставя цели никого ничем шокировать?
Ну это - всего лишь предположение...
***
Так же картинки полные такого мрака могут быть свидетельством какой-то большой боли в душе. И может быть эта трагедия, которая там в душе живет, и работы свои любить не дает?
Но это наверное (как всегда) - к хорошему психологу. Пойти, и вместе с ним искать, чем заблокировано это чувство - эта способность налаживать с собственными работами человеческие отношения.
Если у кого-то тоже такое было - расскажите? (Особенно, конечно, интересно узнать, от чего такое потом прошло!)
|
</> |