Как Петр I различал взятки и посулы и почему за первые наказывали, а за вторые

топ 100 блогов valerongrach11.02.2023

Интересно, все-таки жил государь Петр Алексеевич. С одной стороны он старался навести порядок в государственных делах и поэтому запрещал брать взятки. С другой стороны царь был прижимист на деньги, которых вечно не было. И поэтому старался жалование приказным людям, то есть всяким дьякам и подьячим не платить вообще или платить поменьше. Потому что зачем им жалование, они и так с посулов хорошо кормятся.

А в чем вообще разница между взяткой и посулом? Что это вообще такое?

Как Петр I различал взятки и посулы и почему за первые наказывали, а за вторые

Ну взятка – это понятно, про это мы все знаем: это такое тайное денежное вознаграждение чиновнику за нужное решение важного вопроса. Или за нерешение. Не суть. Так вот посул – это на самом деле то же самое. Только в петровские времена было принято различать «взятки» и «посулы».

Взятка в петровские времена – это деньги или ценности, которые приказной служитель взял от заинтересованного лица за неправедное решение вопроса. То есть за то, что он сделает что-то не по закону: закроет глаза на неуплаченный налог, накажет не того, кого надо, пропустит без таможенной пошлины товар.

Посул – это тоже деньги или ценности. И их тоже получит приказной служитель за решение вопроса. Но только честное. Положено, например, грамоту об имении сыну боярскому выправить. Эту грамоту можно оформлять год, а можно два часа. Все зависит от того, насколько подъячий порадуется тому, что все так хорошо устроилось вместе с просителем. А как подъячий может порадоваться? Например, очень хорошо радует рубль-другой. Или поросенок пудов на пять и более. Десяток гусей – тоже хорошо радуют.

Ведь от царя-батюшки дьякам и подъячим полагалось, конечно, жалование. Даже два вида: денежное и хлебное, то есть продуктовое. И денежное даже должны были платить несколько раз в год. Но в реальности его выплачивали, хорошо, если раз в несколько лет. Хлебное давали чаще, но тоже негусто.

Стол и стул конца XVII века. Примерно за такими во времена Петра Алексеевича вполне могли сидеть дьяки в прибыльном приказе
Стол и стул конца XVII века. Примерно за такими во времена Петра Алексеевича вполне могли сидеть дьяки в прибыльном приказе

Вот и писал поиздержавшийся в Петербурге дьяк Фёдор Воронов царю:

«…хлебного жалованья на прошлой 716 и на нынешний 717 год, кроме денежного, не дано, от чего одолжал и впредь откуды буду денежное и хлебное жалованье получать, не знаю. А без выдачи Вашего Величества жалованья мне, у дел будучи, пропитатца нечем, человек я небогатой. Да я ж строю, по указу Вашего Величества, на берегу каменное податное строение, от которого в долгах остаюсь…»

При этом Воронов занимался вообще-то важнейшим делом. Он крупные хищения государственной собственности расследовал. Зато подъячий Артиллерийского приказа Трофимов сидел на очень неплохом месте. И не особенно жаловался на то, что жалование у него 30 рублей в год и то почти не платят. Чего ему жаловаться, когда только в 1708 году, ему за правильное решение вопросов занесли посулов на 1000 рублей.

Правда, грань между посулами и взятками была такой незначительной и так легко одно превращалось в другое, что понятное дело, дьяки и подъячие постоянно находились под занесенным топором. Потому что сегодня так, а завтра по-другому. С одной стороны царь переводит на половинное жалование и пишет в указе:

«…чтобы вместо его, великого государя, жалованья тех из дьяков и подьяческих и приказных людей окладов за их приказную работу имать с приказных и со всяких челобитчиковых дел, с чего пристойно…»

С другой стороны попросишь так за скорое решение дела «пристойно». А челобитчик окажется каким-нибудь сержантом бомбардирской роты. И сразу скромный посул превратится в неправедную мзду. Потому что понятное дело, что никому не хочется лишних денег тратить.

Но порой реально доходило до смешного.

В 1713 году подьячие Секретного стола сенатской канцелярии пожаловались, что «на жалование с убавкой прокормиться с домашними невозможно, отчего пришли в великое оскудение и нищету».

Причем челобитчики отметили, что они занимаются секретными делами и простых челобитчиков, тех, с кого можно брать посулы, к ним в принципе не приходит, так как служба другая и с решением вопросов других лиц не связана.

Как Петр I различал взятки и посулы и почему за первые наказывали, а за вторые

И что вы думаете, Петр Алексеевич расщедрился и вернул назад положенное жалование?

Да ничего подобного. Он просто перевел в Секретный стол часть дел, чтобы у чиновников появилось с чего просить себе «мзду малую»:

«Вместо прибавочного жалованья ведать в секретном столе все иноземческие и Строгановы дела, кроме городских товаров…»

Так что «посулы», которые на самом деле ничто иное как взятки в нашем понимании – это, можно сказать, основа государства Российского. И даже Петр Алексеевич их холил и лелеял, пока они ему поперек дороги не оказывались :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начало здесь   О, Господи,  как жешь эст. нацики дрожат от радостного возбуждения нагадить русским и России. Похоже, эстам навязали поручение втянуть Россию в  похороны Эстонии, обещав полную безнаказанность эст. придуркам?! Откуда/от кого? Эти же советники ...
Пламя свечи отражается в бокалах с шампанским на столе. Тихая, чувственная музыка плывет по комнате. Твои волосы рассыпаны по подушке. Глаза полузакрыты, но в них горит огонь негасимый любви. И припухшие от поцелуев губы шепчут ”да, любимый, да, не останавливайся…”. Так вот я это все не к ...
Не устану повторять: артисту в политике -- не место. Певец должен ртом петь, а руками -- держать микрофон. Всё. Фото: catclover.ru Мнения о политических событиях у артиста быть не должно. Дело артиста -- служить искусству и зрителю, зарабатывая на этом, к слову, неплохие деньги, а н ...
не уверен -что полицейским нравится- что каждую неделю -дорожают еда и лекарства и транспорт и одежда и обувь -скажите -вы видите -каждый день -демонстрации полицейских -в защиту бедных- в США и в ...
Купил вот у букиниста книжку. Такую: "Сборник духовных гимнов и песен евангельских церквей", Минск, 1994. Не имею никакого отношения к этим конфессиям, а почему купил? А потому, что на форзаце там дарственная надпись, с ошибками, но ...