Как они могут

Это такой краткий хит-парад искренних человеческих недоумений и часто задаваемых вопросов.
"А что, правда, не... а как такое возможно?".
Так вот, я вам, господа и дамы, сейчас расскажу, как. Прямо на примере.
К прошлому посту некий анонимный "доброжелатель" оставил комментарий: "Сын двоешник это позор".
Оставим в данном случае в стороне грамматику с пунктуацией.
Вопрос о собственной школьной успеваемости комментатора оставим тоже.
Посмотрим на другое.
Итак, из текста длиною в 611 слов анонимный комментатор выделил своим вниманием только два - "сын" и "двойки". И именно на них среагировал. Как сказали бы гештальтисты - сделал фигурой.:)
Прочие 609 написанных слов - вместе с сутью и темой - прошли мимо внимания комментатора и ни малейшей реакции не удостоились.
Вопрос - почему?
Тут нам на помощь приходит предмет "Общая психология", раздел "Психология восприятия". В котором уже давно записано такое наблюдение: "Внимание человека избирательно и целенаправленно".
То есть - в первую очередь, мы выделаем своим вниманием то, чему имеем возможность придать какой-то понятный смысл: "Вот это - стул, на нём сидят. Вот это - стол, за ним едят".
Всё остальное, в лучшем случае, фиксируется как: "Вот это - какая-то неведомая фигня, непонятно для чего нужная". В худшем - вообще толкомне фиксируется, уходит в разряд "белого шума".
Про то, что вот это - стул, и что на нём именно сидят - а не, допустим, надевают его на голову - мы знаем из опыта. Нам об этом рассказывали, мы это видели, сами многократно на стуле сидели... в общем, в голове есть некий шаблон - "как выглядит стул и для чего он нужен".
Досюда понятно, да?
Следите за руками, дальше будет чуток посложнее...
Шаблоны бывают разные. Не только такие простые и конкретные, как про стул и стол.
В общем-то, чему учили - такие будут и шаблоны.
Например, "сын двоешник это позор" - вполне себе шаблон.
Именно "под него" внимание выхватывает из текста "сын" и "двойки" - отправляя прочие 609 слов в "белый шум". Под остальные 609 в данном случае нет шаблона. Нет того, чем можно было бы эти слова понимать.
И так оно ровным счётом везде.
Точно так же всякие компьютерные словечки, которыми увлечённо общаются сыновья, для меня, компьютерно малограмотной - "белый шум". Единственное, что хоть как-то получается определить - это что часть этого относится к "железу", а часть - к "прогам".
Дальше - "Дети, милые, не требуйте от меня невозможного, давайте каждый будет заниматься своим делом!".
Точно так же, если у человека нет шаблона "каждый имеет право на собственное мнение, разные мнения по одному и тому же вопросу - это нормально" - то для него чужое мнение станет, в лучшем случае, какой-то непонятной фигнёй, неизвестно зачем вдруг появившейся.
Дальше - "Есть два мнения - моё и неправильное!".
Точно так же, если у человека нет шаблона "другой имеет право протестовать против моих действий, если они ему не нравятся" - то ему не обо что будет остановится, встретившись с этим протестом.
Дальше - "Я лучше знаю, то ты должен делать!", либо - "Ах ты, дрянь такая, ещё возмущаешься!".
Понятно, да?
В общем, приблизительно так оно и работает.
Не удивляйтесь.
___________________________________________
С 1 июня - новый он-лайн курс "Своя судьба", велкам.
|
</> |