Как на самом деле создавалась и работала пионерская организация в 20-е годы 34 Труд.

топ 100 блогов oldlager28.05.2016 Вопросы трудового воспитания пионеров в 1926-1929 гг. также решались в рамках «общественно-политической работы». В этот период была предпринята попытка организовать трудовое воспитание через «метод конкретных заданий», о котором мы уже писали в предыдущем параграфе. Однако, этот «метод» не был в деталях разработан и зачастую «конкретные занятия» были декларативными. Например, рекомендовалось «конкретное задание по развитию куроводства»[1]. Однако в отчетных документах комсомольских организаций мы встречаем указания на то, что выполнить «задание по куроводству»[2] не удалось (1927 г.). Отметим, что в период 1926-1929 отмечается расхождение оценок ситуации «для внутреннего пользования» и «для руководства». Так, президиум костромского Губбюро ЮП на своих заседаниях в 1927-1928 гг. констатирует:  «вожатые сами плохо понимают систему длительных заданий»[3],  «пожарные дружины…развалились….на метод заданий перешло всего 9 отрядов…, ребята ударились в сидячую работу и плохо понимали эти задания» [4], однако губком комсомола в это же время докладывает в ЦК о том, что «абсолютное большинство отрядов работает по методу длительных конкретных заданий. Метод длительных конкретных заданий себя на практике оправдал»[5]. Аналогичная ситуация наблюдается и в других губерниях региона. Так, в документах для внутреннего пользования в Ярославской губернии в 1927-1928 гг. отмечается:  «трудовое воспитание в детдомах совершенно отсутствует, ввиду отсутствия руководителей»[6], «работа по заданиям и общественно-политической работе - не работают»[7], … «до сих пор отсутствует работа по ОП заданиям…»[8].  Однако в отчетных документах губкома комсомола за 1928 г. картина выглядит иначе:  «благодаря тому, что в последнее время пионерорганизация занялась хотя и маленькими, но общественно полезными делами (метод конкретных заданий) в работе имеется определённое оживление и авторитет среди населения поднялся»[9], «после перехода на метод конкретных заданий в значительной мере устранилась разбросанность и бесполезность работы пионеров»[10].
В работе с деревенскими пионерами делался упор на то, чтобы те стали проводниками новых идей, нового быта, новых приемов обработки земли и т.д. Ещё в 1926 г. на губсовещании пионеров Иваново-Вознесенской губернии была поставлена задача «изживать нежелание деревенских пионеров работать с землей»[11]. Насколько это удавалось, зависело, как правило, от действий уездных бюро. Например, когда Иваново-Вознесенское  убюро «вместо циркуляров разослали семена», и сумели привлечь на помощь ребятам агрономов, то в уезде пионеры организовали 3 огорода и 8 индивидуальных грядок[12]. Конечно, для более чем 40 отрядов уезда это немного, однако все же результат. Если же убюро подходило формально и просто транслировало указания, то по итогам лета констатировалось: «в отрядах за летний период никакой работы не велось»[13], «в общественно-практической работе в деревне ребята участвовать не могут, причина – по домашним делам[14]», «в летнее время большинство отрядов не работали[15]».
В деревенских отрядах часто отчитывались о помощи пионеров своим родителям как о «работе по заданиям». Так, на бюро костромского губкома  комсомола в качестве положительного примера работы по заданиям приводился отряд, в котором «пять человек утеплили у себя хлевы  (старший возраст), чем добились хорошего отношения со стороны родителей, ухаживали за скотом, обтирают потную лошадь тряпкой одиннадцать человек» (1928 г.)[16]. Но это была обычная крестьянская работа, которую деревенские подростки делали бы в своей семье и без «пионерского конкретного задания». Другой пример – при обследовании состояния и работы Угличской пионерской организации (с 17.09.27. по 4.10.27.) с одной стороны констатировался «большой охват пионерской организации работой на огородах», а с другой, «отсутствие работы на протяжении целого лета работы в большей части деревенской организации»[17]. Мы полагаем, что в данном случае речь идет о том, что дети работали на своих домашних огородах, но это «зачитывали» именно как успех пионерской организации. Так же мы оцениваем и отчет о том, что «в пречистенской волости пионеры провели по улучшению домоводства и куроводства, начали вводить шефство над коровой» (1928 г., Даниловский уезд)[18].
Кроме «конкретных заданий» пионеров подключали к «трудовым комсомольским компаниям». Так, в рамках «комсомольского похода за двойной урожай»[19] (1929 г.) пионеров обязывали возделывать пришкольные и приотрядные участки, причем если участок отсутствовал, пионеры должны были его «в походе завоевать»[20].
Отметим, что до 1927 гг. вопрос об интересах самих ребят в рамках «трудового воспитания», как правило, не стоял. Так, например, пионеры отряда при фабрике «Коммунистический авангард» (Владимир) просили организовать переплетную мастерскую или кружок кройки и шитья, но для них ничего не организовали и отряд распался[21].Однако, на фоне явного кризиса пионерской организации и массового выхода пионеров из ее рядов, в 1927 году появляется новая тенденция – учитывать интересы пионеров и  «перейти к яркой интересной для ребят  работе»[22]. На губернском уровне отмечают, что «любимая работа пионеров – изучение какого-либо ремесла, когда на Перекопе открыли мастерские, увеличился приток неорганизованных и даже недисциплинированные исключенные из пионеров ребята просили принять их вновь и обязались соблюдать правила» (1928 г.)[23]. В 1929 году предлагается «в основе зимней работы упор на трудовую техническую работу в мастерских»[24]. Правда, для «изучения ремесел» и «трудовой технической работы  в мастерских» требовалась материальная база и кадры, чем подавляющее большинство пионерских отрядов не располагало.
В 1928-1929 гг. в исследуемом регионе стали создавать «детские технические станции». В отчёте иваново-вознесенского губкома комсомола за 1928 г. к положительным моментам, характеризующим состояние пионерской организации губернии, относили «развёртывание работы по привитию трудовых навыков пионерам». Отмечалось, что за 1928 год «по губернии расширена сеть кружков с трудовыми навыками. Организована губдетская техническая станция, через которую прошло до 1500 человек пионеров»[25]. Техстанции действительно были очень привлекательны для пионеров, но их открытие даже в крупных промышленных городах, было сопряжено с большими сложностями[26], данных о существовании техстанций в других губерниях региона мы не выявили.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А чего до сих пор не получили распространения электронные текстовые табло под заднее стекло? Было б весьма душеполезно. Коммерсанты, мотайте на ус. Пуляет в тебя дальним какойнибудь автопедераст, а ты нажимаешь кнопку - и он видит в свой адрес ...
Итак, это предпоследняя часть моего рассказа о нашей поездке в город Остин. И посвящена она будет очень полюбившемуся мне музею искусств Блантона. Музей находится недалеко от Капитолия, на территории кампуса Техасского университета, что неслучайно: он изначально и был основан в ...
На прошлой все стояли на награждении в намордниках, на этой принято тащить в рот медальку, которую перед этим, кто только не потрогал. И никакой рефлексии по этому поводу. Ну а так, что бы не ныли скуфствующие и младо-скуфы, таки праздник удался. Вон сколько мемов нагенерили. Ну и без ...
На всей планете нет ни одного демократического государства, кроме Ливии. /Муаммар Каддафи/ Продолжаем разбор любимых мифов отечественной пропаганды. Один из самых любимых – про доброго и мудрого полковника Каддафи, при котором Ливия была процветающей страной. По интернету гуляет ...
Вчера кандидат на выборах в мэры Москвы Алексей Навальный провел, как обычно во время всей своей кампании, три встречи с избирателями: http://navalny.livejournal.com/837665.html Вот так о них рассказал московский телеканал ТВЦ: P.S. Всего Алексей провел уже 49 встреч с ...