Как на самом деле создавалась и работала пионерская организация в 20-е годы 34 Труд.

топ 100 блогов oldlager28.05.2016 Вопросы трудового воспитания пионеров в 1926-1929 гг. также решались в рамках «общественно-политической работы». В этот период была предпринята попытка организовать трудовое воспитание через «метод конкретных заданий», о котором мы уже писали в предыдущем параграфе. Однако, этот «метод» не был в деталях разработан и зачастую «конкретные занятия» были декларативными. Например, рекомендовалось «конкретное задание по развитию куроводства»[1]. Однако в отчетных документах комсомольских организаций мы встречаем указания на то, что выполнить «задание по куроводству»[2] не удалось (1927 г.). Отметим, что в период 1926-1929 отмечается расхождение оценок ситуации «для внутреннего пользования» и «для руководства». Так, президиум костромского Губбюро ЮП на своих заседаниях в 1927-1928 гг. констатирует:  «вожатые сами плохо понимают систему длительных заданий»[3],  «пожарные дружины…развалились….на метод заданий перешло всего 9 отрядов…, ребята ударились в сидячую работу и плохо понимали эти задания» [4], однако губком комсомола в это же время докладывает в ЦК о том, что «абсолютное большинство отрядов работает по методу длительных конкретных заданий. Метод длительных конкретных заданий себя на практике оправдал»[5]. Аналогичная ситуация наблюдается и в других губерниях региона. Так, в документах для внутреннего пользования в Ярославской губернии в 1927-1928 гг. отмечается:  «трудовое воспитание в детдомах совершенно отсутствует, ввиду отсутствия руководителей»[6], «работа по заданиям и общественно-политической работе - не работают»[7], … «до сих пор отсутствует работа по ОП заданиям…»[8].  Однако в отчетных документах губкома комсомола за 1928 г. картина выглядит иначе:  «благодаря тому, что в последнее время пионерорганизация занялась хотя и маленькими, но общественно полезными делами (метод конкретных заданий) в работе имеется определённое оживление и авторитет среди населения поднялся»[9], «после перехода на метод конкретных заданий в значительной мере устранилась разбросанность и бесполезность работы пионеров»[10].
В работе с деревенскими пионерами делался упор на то, чтобы те стали проводниками новых идей, нового быта, новых приемов обработки земли и т.д. Ещё в 1926 г. на губсовещании пионеров Иваново-Вознесенской губернии была поставлена задача «изживать нежелание деревенских пионеров работать с землей»[11]. Насколько это удавалось, зависело, как правило, от действий уездных бюро. Например, когда Иваново-Вознесенское  убюро «вместо циркуляров разослали семена», и сумели привлечь на помощь ребятам агрономов, то в уезде пионеры организовали 3 огорода и 8 индивидуальных грядок[12]. Конечно, для более чем 40 отрядов уезда это немного, однако все же результат. Если же убюро подходило формально и просто транслировало указания, то по итогам лета констатировалось: «в отрядах за летний период никакой работы не велось»[13], «в общественно-практической работе в деревне ребята участвовать не могут, причина – по домашним делам[14]», «в летнее время большинство отрядов не работали[15]».
В деревенских отрядах часто отчитывались о помощи пионеров своим родителям как о «работе по заданиям». Так, на бюро костромского губкома  комсомола в качестве положительного примера работы по заданиям приводился отряд, в котором «пять человек утеплили у себя хлевы  (старший возраст), чем добились хорошего отношения со стороны родителей, ухаживали за скотом, обтирают потную лошадь тряпкой одиннадцать человек» (1928 г.)[16]. Но это была обычная крестьянская работа, которую деревенские подростки делали бы в своей семье и без «пионерского конкретного задания». Другой пример – при обследовании состояния и работы Угличской пионерской организации (с 17.09.27. по 4.10.27.) с одной стороны констатировался «большой охват пионерской организации работой на огородах», а с другой, «отсутствие работы на протяжении целого лета работы в большей части деревенской организации»[17]. Мы полагаем, что в данном случае речь идет о том, что дети работали на своих домашних огородах, но это «зачитывали» именно как успех пионерской организации. Так же мы оцениваем и отчет о том, что «в пречистенской волости пионеры провели по улучшению домоводства и куроводства, начали вводить шефство над коровой» (1928 г., Даниловский уезд)[18].
Кроме «конкретных заданий» пионеров подключали к «трудовым комсомольским компаниям». Так, в рамках «комсомольского похода за двойной урожай»[19] (1929 г.) пионеров обязывали возделывать пришкольные и приотрядные участки, причем если участок отсутствовал, пионеры должны были его «в походе завоевать»[20].
Отметим, что до 1927 гг. вопрос об интересах самих ребят в рамках «трудового воспитания», как правило, не стоял. Так, например, пионеры отряда при фабрике «Коммунистический авангард» (Владимир) просили организовать переплетную мастерскую или кружок кройки и шитья, но для них ничего не организовали и отряд распался[21].Однако, на фоне явного кризиса пионерской организации и массового выхода пионеров из ее рядов, в 1927 году появляется новая тенденция – учитывать интересы пионеров и  «перейти к яркой интересной для ребят  работе»[22]. На губернском уровне отмечают, что «любимая работа пионеров – изучение какого-либо ремесла, когда на Перекопе открыли мастерские, увеличился приток неорганизованных и даже недисциплинированные исключенные из пионеров ребята просили принять их вновь и обязались соблюдать правила» (1928 г.)[23]. В 1929 году предлагается «в основе зимней работы упор на трудовую техническую работу в мастерских»[24]. Правда, для «изучения ремесел» и «трудовой технической работы  в мастерских» требовалась материальная база и кадры, чем подавляющее большинство пионерских отрядов не располагало.
В 1928-1929 гг. в исследуемом регионе стали создавать «детские технические станции». В отчёте иваново-вознесенского губкома комсомола за 1928 г. к положительным моментам, характеризующим состояние пионерской организации губернии, относили «развёртывание работы по привитию трудовых навыков пионерам». Отмечалось, что за 1928 год «по губернии расширена сеть кружков с трудовыми навыками. Организована губдетская техническая станция, через которую прошло до 1500 человек пионеров»[25]. Техстанции действительно были очень привлекательны для пионеров, но их открытие даже в крупных промышленных городах, было сопряжено с большими сложностями[26], данных о существовании техстанций в других губерниях региона мы не выявили.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помню, как я переписывалась с очень умным, интересным мужчиной. Он был отлично эрудирован, объездил полмира и на фотографиях выходил отлично, особенно на фоне акул, пальм, и экзотических заброшенных пляжей. Но когда он предложил встретиться, я сразу сказала «нет». Дело в том, что ...
...
В. Зеленский, Михеил Саакашвили и шесть Филимоновых: феерический список зарегистрированных кандидитов в мэры прекрасного украинского города Одессы: Байжанов Альберт, 62 года, пенсионер, кандидат от партии «За права человека» Болдин Максим, 45 лет, гендиректор юрфирмы «Интраст», кандидат ...
Ровно 40 дней назад случилось это событие. Событие которое изменило все течение войны на Донбассе. До этого события казалось, что мощь регулярной армии раздавит части ополчения своей численностью и техникой. Но 40 дней назад случилось "Зеленополье". И история повернула вспять.... Рассказ& ...
Стало известно, что в Житомире сегодня произошло совещание 20 епископов против митрополита Агафангела и нового устава. 3 мая состоится Синод УПЦ, который должен отставить Агафангела, Ионафана и Новикова. Митрополиты Полтавский Филипп, ...