Как на самом деле создавалась и работала пионерская организация в 20-е годы -28.Подготовка кадров.
oldlager — 19.05.2016 Посмотрим, как обеспечивалась пионерская организация на территории Верхнего Поволжья на практике: кадрами и материальными ресурсами.В интересующий нас период существовала официальная парадигма об «идеальном» вожатом. Это должен был быть активный комсомолец, «правильного» социального положения (в городе рабочий, в деревне бедный крестьянин), желательно член или кандидат ВКП(б), политически грамотный, склонный к самообразованию и работе с детьми[1]. XI Иваново-Вознесенская губконференция ВЛКСМ (март 1926 г.) требовала добиваться того, чтобы каждый вожатый был членом партии или, по крайней мере, кандидатом ВКП(б)[2].
Реально же с подбором вожатых были большие проблемы. Работники уездного уровня на совещаниях указывали, что ячейки ВЛКСМ затрудняются в посылке комсомольцев на работу, т.к. нет желающих активных, посылают тех, кто не загружен, замечалась организация отрядов ячейками, которые не имели ни вожатого, ни подходящего комсомольца. В результате через некоторое время отряд распадался (Иваново-Вознесенская губерния, 1926 г.)[3]. Об ухудшении кадровой ситуации говорилось на XV ярославской губернской конференции ВЛКСМ в марте 1927 г.: «раньше у нас лучше был подобран состав вожатых и последние гораздо дольше закреплялись для пионерработы, теперь мы имеем очень частую смену вожатых. Кроме того, сейчас вожатые приходят на работу зачастую будучи совершенно неподготовленными и безо всяких материалов[4]».
Каков был социальный состав пионерских вожатых?
Приведём несколько примеров, характеризующих социальный и половозрастной состав вожатых. Согласно отчёту юрьевецкого убюро (Иваново-Вознесенская губерния) по вожатым за 1927 г., в уезде было 34 вожатых. Из них ребят – 19, девушек – 15, их годы рождения – 1905-1909. Уровень образования вожатых в данном уезде был невысоким – низшее имели 28 чел., ниже среднего – 4, а среднее всего 2.
Их социальное положение указано в таблице 8.
Таблица 8. Социальное положение вожатых
Юрьевецкого уезда Иваново-Вознесенской губернии в 1927 г.[5]
Социальное положение | Служащих 7 | Рабочих 8 | Крестьян 15 | Воспитателей детгородка 2 | Служителей религ. культа 1 | Не указал 1 |
Таким образом, значительное число вожатых не были рабочими или крестьянами, причём имелись даже факты, когда вожатые были священнослужителями. Членами ВЛКСМ были 32 чел. из 34, т.е. не 100%. Членами ВКП(б) были 4 чел., а кандидатами – 2 чел., т.е более 80% вожатых не состояли в партии.
По Иваново-Вознесенскому уезду в 1928 г. 10% вожатых было младше 16 лет[6]. Очевидно, что такой вожатый не мог являться авторитетом для пионеров, многие из которых были его сверстниками по возрасту. Иваново-Вознесенский губком ВЛКСМ в отчёте за 1928 г. констатировал, что в подборе вожатых парторганизации не участвуют. Отмечалось, что в составе вожатых значительный процент служащих, слабо политически и культурно развитых, не имеющих минимума педагогических и медицинских знаний, необходимых для пионеров (критерием, очевидно, служили знания, которые должны были получаться на курсах, семинариях и совещаниях)[7].
Аналогичной ситуация была и в Костромской губернии. На июнь 1928 г. вожатые по социальному положению были: рабочие до 25%, батраков 4-5%, бедняков 35-36%, середняков 9-10%, кустарей и ремесленников 1-2%, служащих 21-22%, прочих – 2%, в партии состояло 7-8% вожатых[8]. Губбюро отмечало, что за год качественный состав вожатых улучшился: стало больше рабочих и батраков, меньше служащих, повысился процент девушек с 32,6% до 47,4 %, снизился процент беспартийной молодёжи и кандидатов ВЛКСМ среди работников с 8,6% до 0,8%, т.е. почти в 10 раз. В то же время количество вожатых, имевших среднее образование, за год упало с 29,5% до 10,2%[9]. В итоге, несмотря на «улучшение» социального состава вожатых в том же 1928 г. костромской губком ВЛКСМ в своём отчёте писал, что 80% вожатых не умеют элементарно подходить к работе в отрядах[10].
Низкое качество вожатых, естественно, вызывало недовольство пионеров, которые иногда пытались сами воздействовать на своих руководителей. Так, вожатого отряда № 30 в Посадском районе Иваново-Вознесенска, пришедшего пьяным в клуб и вызвавшего этим недовольство пионеров, сняли с пионерработы[11]. В одном из отрядов 1-го района Ярославля пионеры на совете отряда решили дать выговор вожатой (1928 г.)[12].
Самой существенной попыткой улучшить качество была мобилизация во исполнение Постановления ЦК ВКП(б) от 02.09.29. «Об итогах пионерского слета». По ней 50 тысяч лучших комсомольцев (по стране) предписывалось направить в пионеротряды. Состав мобилизованных «50 тысячников» по Ивановской промышленной области был следующий: рабочих – 901, бедняков и колхозников – 503, батраков – 114, середняков – 194, служащих – 73, членов и кандидатов ВКП(б) – 444, мужчин 56%. Отмечалось, что состав старых вожатых заменён примерно на 40%[13]. Однако мобилизация на территории Верхнего Поволжья оказалась малоэффективной. Руководство облбюро уже в начале 1930 г. оценило её итоги: «2300 человек руководителей пионеротрядов дали нами по области мобилизации, но на другой же день после мобилизации они были расхищены рядом ячеек КСМ, райкомами комсомола на другие работы[14]».
Мы полагаем, что одной из причин бедственного положения с вожатыми являлась их недостаточная подготовка. Теоретически вожатые должны были приступать к работе уже подготовленными и повышать свой уровень в дальнейшем на специальных занятиях. Однако вследствие текучести, предварительной подготовки вожатых зачастую не велось, и обучение шло «в процессе работы».
В 1926-1929 гг. основные формы подготовки вожатых на территории Верхнего Поволжья по сравнению с предшествующим периодом не изменились. Ими оставались губернские, уездные и волостные курсы, семинарии и совещания[15]. Однако слушатели и организаторы курсов в массе не были настроены на работу с пионерами. Только незначительная часть слушателей готовы были добросовестно работать.
Рассмотрим эффективность этих форм работы. Лучше всего организовывались губернские курсы. Механизм работы проиллюстрируем на примере Иваново-Вознесенской губернии. В декабре 1926 г. были открыты 4-е иваново-вознесенские губкурсы пионерработников по подготовке работников деткомдвижения для деревни[16], рассчитаные на 40 человек. Курсы были рассчитаны на подготовку работников волостного масштаба и вожатых деревенских пионеротрядов, и организовывались губкомом ВЛКСМ. Требования к курсантам были следующие: комсомолец с 2-х годичным стажем, желательно член или кандидат ВКП(б), политически грамотный, не моложе 18 лет, желающий работать в пионерорганизации, с обязательством по окончании курсов проработать не менее 1 года. Подбор курсантов должен был идти из коренного населения сёл и деревень, главным образом из бедняков и батраков, так чтобы по окончании курсов они могли работать в том селе или деревне, откуда были посланы на курсы[17]. Таким образом, курсы можно рассматривать как социальную лестницу, ступеньку для дальнейшей карьеры. Схожие требования к курсантам предъявлялись и в других губерниях (Ярославль, 1926 г[18]).
Однако даже при проведении губернских курсов у курсантов порой возникали проблемы. Например, на 3-и иваново-вознесенские губкурсы, проходившие в начале 1926 г., от Кохомского района комсомол послал 3 человек, которые были сняты с производства и в результате им не выдали жалование за время курсов[19], был случай, когда вожатого, посланного на курсы, даже рассчитали с фабрики[20]. В связи с этим имелись факты непосещения губкурсов курсантами. Так, в Костромской губернии на губкурсах, прошедших в 1928 г., занималось менее 50% вожатых от планируемой численности (23 вместо 47)[21].
Эффективность губернских курсов оценивалась по-разному. Например, об иваново-вознесенских 3-х губкурсах, «Юный текстильщик» писал как об эффективных: «65 человек окончили курсы детдвижения, большинство распределены по деревням, поэтому оживление и рост в деревенских отрядах»[22], а пионерработники на расширенном пленуме Губбюро в августе того же 1926 г. оценили их критически, указав, что «прошедшие губкурсы дали мало результатов. Городские ребята не приспособились к работе в деревне[23]». Согласно информационному отчёту иваново-вознесенского губкома ВЛКСМ, за 1928-1929 гг. было проведено 2 губкурса, ими охвачено 120 человек, 6 уездных курсов (130 человек), причём констатировалось, что большинство вожатых, получивших подготовку на губкурсах, уже ушли с пионерработы[24]. Кроме самовольного ухода, обученных на курсах вожатых часто перебрасывали на другие работы. Например, в Костромской губернии на XII губконференции ВЛКСМ (март 1926 г.) говорилось, что комсомольцы, посещавшие последние губкурсы, после их окончания были использованы не на пионерработе, а в других областях, в итоге 2000 рублей были потрачены впустую[25].
Проведение уездных и волостных курсов было очень сложным делом. Во-первых, большие сложности были с финансированием и материальным обеспечением. Для проведения курсов укомы и волкомы комсомола просили средства у заинтересованных организаций: «просить уком ВКП(б) дать директиву профессиональным, кооперативным организациям об отчислении средств для проведения курсов... просить губком… выделить известную часть средств для курсов[26]» (Кинешма, 1926 г.). Ещё в начале 1926 г. поступали предложения отказаться от уездных курсов из-за материальных затрат[27], однако такие курсы проводились вплоть до 1929 г. и отчасти финансировались губкомами ВЛКСМ[28].
Во-вторых, на уездных и волостных курсах трудно было обеспечить качественное преподавание, подтверждением чему служат публикации в иваново-вознесенской комсомольской газете «Юный Текстильщик». Об уездных курсах писали, что они короткие (1-2 недели), программа чрезмерно широкая, загруженность курсантов невероятная. «Лекторы чрезмерно заняты, а потому изливают на лекции общие избитые фразы либо не являются, и тогда председатель убюро «экспромтом» его заменяет[29]». Ту же картину мы видим и в 1929 г.: «на двенадцатидневных курсах вожатых наспех прочитали несколько бесед и лекций… вследствие этого многие ребята лучше вожатого знают, как руководить отрядом»[30].
В-третьих, официальные программы, по которым проводились эти курсы, на наш взгляд, изначально были излишне политизированы и теоретизированы. Так, программа уездных курсов в Кинешме предусматривала 115 часов лекций (только по общественно-политическому циклу 38 часов), а практики - только 11 часов и только физкультуры[31]. Пионерработники уездного уровня на совещаниях отмечали, что курсы-съезды при волостях не дают результатов (1926 г.)[32], и зачастую вообще не проводятся (1928 г.)[33].
Задачей единовременных семинарий являлась подготовка вожатых и знакомство с детработой. Все прослушавшие семинарии должны были быть по окончании связаны с пионерработой. Семинария создавалась при убюро и райбюро ЮП и количеством не должна была превышать 20 человек, т.к. с большим количеством работать было чрезвычайно трудно. Занятия семинарии проходили примерно 3 раза в неделю, всего в месяц планировалось 36 часов занятий, 16 часов докладов и 19 на беседы и коллективную разработку вопросов.
Семинарии подготавливали основную массу пионерских работников. Так, «Юный Текстильщик» сообщал, что осенью-зимой 1926-1927 гг. по Иваново-Вознесенской губернии проведено 9 семинарий, подготовлено 180 человек, 6 волкурсов, подготовлено 85 работников[34].
Что касается эффективности семинарий, то она могла быть различной даже в одном и том же городе. Приведём в качестве примера семинарии, прошедшие во второй половине 1926 г. в 1-м, 2-м и 3-м районе Ярославля. В 1-м районе, согласно отчёту райкома комсомола, метод работы был сухой, докладной, не было живых форм работы: игр, физкультуры и т.п. В итоге имелись факты срыва семинарий, неявки докладчиков и падение посещаемости с 70% в начале занятий до 30% в конце[35]. Во 2-м районе метод работы был беседный, на каждом занятии была физкультура или практическая работа, а посещаемость достигала 80%[36]. Наконец, в 3-м районе метод работы был также беседный, проводились физкультура, игры и песни, разрабатывались и вопросы школьной работы, причём в этом помогали педагоги, вёлся дневник учёта работы, посещаемость также достигала 80%[37]. Отмечалось, что в 3-м районе давались задания для следующего семинария, во 2-м – контрольные вопросы, в 1-м «конечно, ничего не делалось[38]», при этом все три семинарии проводилось по программе ярославского Губбюро. Как видно, эффективность проведения семинарии зависела в первую очередь от руководства на местах.
Отметим, что семинарии проводились и тематические. Так, в 1927 г. убюро Тейкова открыло семинарий вожатых, целью которого было ознакомить вожатых с лесной жизнью и рядом других навыков в летний период[39].
Совещания были основной формой работы волостных бюро. Они должны были давать материал для практической работы пионеров. В реальности совещания не давали практических навыков, так что иваново-вознесенским губкомом ВЛКСМ в 1927 г. даже было дано специальное распоряжение «на совещаниях вожатых не загружать повестку дня докладами, а вести разучивание игр, песен и физкультуру[40]».
|
</> |