Как мы снимали кино

Аутизм – состояние, окутанное предубеждениями и стереотипами. Кто-то ошибочно считает детей с аутизмом опасными или умственно отсталыми, кто-то так же необоснованно думает, что они являются совершенно обычными.
Мы хотели показать внутренний мир мальчика-аутиста – закрытый мир, полный противоречий и страхов. И не просто представить его в форме научного доклада, а снять небольшой фильм - на четверть часа, не более.
Сначала возник вопрос: кто будет исполнять главную роль. После нескольких неудачных проб с участием реальных пациентов мы поняли, что играть аутиста должен здоровый ребенок – такой, который сможет понять свою актерскую задачу. И такой мальчик был найден! Совершенно удивительный, талантливый мальчик, который внимательно слушал режиссера и сценариста, моментально входил в образ и также быстро выходил из него, как только завершался съемочный день.
Вторым сложным моментом стал сценарий. Его подготовка началась одновременно с поисками исполнителя.
Обращение к профессиональным сценаристам заканчивалось одним и тем же признанием, следовавшим через несколько дней: «Я не смогу это написать». Профессиональные сценаристы не могли освободиться от стереотипного представления: аутист = «человек дождя». В один прекрасный день проблема решилась легко и быстро: я села и написала сценарий – от начала до конца.
Моей задачей был показ симптоматики в такой художественной форме, которая создавала бы у зрителя эмоциональное отношение. Необычность детей с аутистическими расстройствами я подчеркнула особым приемом: за кадром звучат «мысли» ребенка, которым я придала стихотворную форму. Стихи, которые играют отдельную роль в нашей маленькой кинокартине, я написала за один вечер. В них – и симптоматика расстройства, и душевная боль, и проблемы, которые сопровождают таких людей.
Мальчик, исполнявший главную роль, говорил с акцентом, поскольку рос в двуязычной семье: с отцом он разговаривал на русском языке, а с матерью – на шведском. Озвучивать «мысли» главного героя, то есть читать стихи за кадром, было поручено другому ребенку. Я пару раз прорепетировала с ним стихотворный текст, объяснила, где должны стоять интонационные и смысловые акценты, и мы записали всю звуковую дорожку в студии с одного дубля. Удивительно, но ребенок выучил все мои стихи наизусть, сказав, что так ему легче их рассказывать!
Подготовка фильма продолжалась полтора месяца. В ноябре мы показали его на юбилейной конференции, а потом выложили его на сайте больницы и на ютубе. Многие психологические центры стали использовать наш маленький фильм в своей большой работе с родителями - как эмоциональное «наглядное пособие».
С тех пор прошло почти пять лет…
Недавно мне сказали, что мои стихи «гуляют по Интернету», и если забить в поисковой строке первую строчку, то выскакивает немало сайтов, на которых они представлены в виде текста: «Как страшно мир вокруг устроен…»
Осенью 2012 года у меня даже была мысль назвать фильм по этой первой строчке, но потом я решила в качестве названия использовать другую строку: «и надо мной другое небо». Она тоже есть в одном из стихотворных фрагментов.
Подруга спросила меня, как я отношусь к тому, что написанные мной стихи «разгуливают» без упоминания автора? Я отношусь к этому хорошо. Если они кому-то нравятся, мне это очень приятно.
Даже если кто-то решит выдать их за свои, я совершенно не обижусь, потому что моей задачей была популяризация психиатрических знаний, а не стремление к поэтической славе.
А этот пост я написала для того, чтобы вспомнить те прекрасные месяцы, когда мы работали одной творческой профессиональной командой. Тогда я могла написать сценарий за два дня и стихи - за один вечер. Это было замечательное время! Я счастлива, что оно было.
|
</> |