Как люди с клетчатыми сумками с дефицитом боролись: Челночный бизнес в СССР
vitas1917 — 24.11.2023Советские люди были привычны к дефициту. Но нехватка вещей ощущалась и в постсоветском пространстве. Помогали людям одеться в приличную одежду и обуться так называемые челноки. Когда разрешили свободную торговлю, «туристы» с большими клетчатыми сумками активно устремились за рубеж, чтобы привезти пальто и куртки, платья и костюмы, сапоги и кроссовки, косметику и моющие средства, мелкую бытовую технику и даже средства контрацепции.
«Челночный» бизнес: почему он появился
Челноками становились, чтобы прокормить семью.
Мнение, что челночный бизнес был простым и суперприбыльным,
ошибочно. Многие люди стали им заниматься от отчаяния, ведь надо
было как-то кормить семью. Ситуация в стране постоянно менялась, и
нельзя сказать, что жить становилось проще. Многие заводы и фабрики
перестали работать, люди теряли работу. Что оставалось делать?
Стать челноком. Разбогатеть удавалось единицам, так как иногда
прибыль была очень скромной. Но тем не менее, это был доход.
Возвращаясь с объемными тяжелыми сумками в клеточку (примета этого
бизнеса), люди порой не могли поместить их в багажное отделение,
настолько объем был большим. Потому очень часто можно было видеть
салон авиалайнера, уставленный клетчатыми баулами. Сумки клали даже
в проход. Надо отметить что экипажи самолетов обычно с пониманием
относились к ситуации и не трогали челноков. Может, потому что и
сами частенько подрабатывали таким образом.
Да, работа была непростой. Сбор денег, поездка, покупка товаров,
тяжелые сумки, сложности с перевозкой, а потом долгая и
утомительная торговля на рынке. Торговцы стояли на своих местах в
любую погоду, предлагая импортные вещи посетителям. И как только
большая часть была продана, цикл повторялся с начала. И так
постоянно.
С челночной торговлей девяностых связано такое понятие, как
«чартер», то есть рейс за рубеж, который официально считался
туристическим, но по факту организовывался для оптовых закупок за
границей.
Турция и Греция, а также способы экономии
Самолеты забивали сумками, в которых везли товар. /Фото: s0.rbk.ru
В выигрышном положении были те торговцы, которые жили рядом с
границей. С Дальнего Востока ездили в Китай, жители Ленинградской
области посещали Финляндию. Однако самым распространенным
направлением была Турция. Турецкие товары пользовались большой
популярностью. Из солнечной страны везли ткани, косметику, обувь,
одежду. Можно было не опасаться, что товар залежится.
Из Турции и Греции привозили кожаные и меховые изделия. Греческая
«норка» была мечтой многих модниц. В аэропортах Греции за 1 кг
груза взималась плата в размере двадцать долларов. В Турции же она
была в 10 раз меньше. Потому челноки построили такую схему для
экономии: прилетали в Турцию, после этого на автобусе переезжали в
Грецию, где закупали шубы, и снова на автобусе ехали обратно, в
Турцию. И уже оттуда летели домой, сэкономив на таможенной
пошлине.
Люди самых разных профессии летали в Грецию за шубами. Можно было
встретить даже профессоров! Когда греческие таможенники поняли, что
из страны в огромном количестве вывозится товар, был введен лимит —
максимум две шубы на одного человека. Тогда челноки придумали такую
схему: вещи плотно скатывали и утрамбовывали после чего заматывали
скотчем. Со стороны они напоминали мячи для футбола, их прятали в
машинном отделении автобуса-перевозчика.
Все начиналось с Польши
Клетчатые сумки стали символом челночной торговли. /Фото: i.mycdn.me
Но началом можно считать поездки в Польшу. В девяностые годы
можно было сделать заграничный паспорт прямо на границе с Польшей
всего за 20 «зеленых». Ехали туда с блоками сигарет и бутылками
русской водки. Затем пробирались вглубь, где и реализовывали товар.
Нередко продавали и слитое из бензобаков топливо. Обратно привозили
джинсы, футболки, бытовую технику, часто производства Китая. Все
стало проще, когда наладили канал непосредственно с Китаем.
Граждане, не имеющие возможности выехать за границу, закупались на
оптовых рынках. Например, в Москве это были «Измайловский»
(«Черкизон»), «Лужники», «Савеловский» и т.д. Главным был
«Измайловский», и не только в столице, но во всей стране. По сути
было создано автономное торговое государство, где действовали свои
правила и существовала собственная иерархия.
Российские звезды, которые были челноками
В некоторых городах даже установлены памятники челнокам.
Многие известные люди в свое время были челноками. Например,
певица Анита Цой в своем интервью говорила, что в девяностые
активно участвовала в этом бизнесе, продавая в «Лужниках» товары,
привозимые из Кореи (там у нее много родственников). Цой
утверждала, что за место на стадионе, где происходила торговля,
приходилось платить немалые деньги.
Также участвовал в челночном бизнесе актер Сергей Плотников. Его
опыт — три года торговли на так называемом «Черкизоне».
Коммерческой деятельностью занималась и Ирина Салтыкова, начав с
небольших палаток, расположенных на Кутузовском проспекте. Певица
Наталья Гулькина рассказывала, что на «Черкизоне» приобретала
недорогую бижутерию из Китая, чтобы использовать ее для создания
сценического образа.
Со всей страны на оптовые рынки приезжали торговцы, закупали
побольше товаров, набивали ими автобусы и ехали обратно домой,
чтобы выгодно продать в глубинке свой «улов».
Со временем челночная деятельность теряла свою выгодность.
Государствами вводились строгие таможенные правила, авиакомпании
строго следили за весом багажа, городские власти направляли больше
внимания на рыночную торговлю и начали ее контролировать. В начале
двухтысячных стали возникать большие торговые центры, просторные и
комфортные, с примерочными и зеркалами. Открытые рынки были
обречены и вскоре перестали работать. Челночная деятельность
потеряла свою актуальность.