Как ломали майев

Повести об этих заблуждений не менее поучительны и занимательны, чем рассказы о великих открытиях. Но увы — история науки до сих пор дисциплина, считающаяся несуществующей, и творят в этом жанре только отдельные талантливые (или не совсем) популяризаторы. Как известный лингвиЗД и культуролУХ Майкл Ко (1929—2019), автор книги «Взлом кода майя» (1992), перевод которой на русслиянскую мову под названием "Разгадка кода майя" случился, не прошло и 30 лет как (а всего-то 29 — издано в 2021 году).
Потому что история дешифровки иероглифов майя — она как раз в основном не про то, как гениальные и пытливые умы отгадывали скрытые смыслы, а про то, как легионы соратников продолжали упорствовать в заблуждении, даже когда на них снизошел свет сияющей истины. Ведь, как справедливо замечает автор в самом начале, египетские иероглифы были расшифрованы спустя всего лишь каких-то два десятка лет после обнаружения Розеттского камня. А «розеттский камень майя» — алфавит Диего де Ланды — создан еще в XVI веке, но вплоть до второй половины ХХ века «ведущие умы» просто стебались над ним, будучи уверены, что «тупой поп» не вдуплил, что у «древномайев» были «смысловые хероглифы как в китаях», а не фонетическое письмо.
Поколения «майяведов» громоздили турусы на колесЫ, доказывая, что «они ничо не записывали, кроме мистической астрономиЕ — особенно пошлую историю», и пытались читать «календарь хероглифов», убеждая себя в том, будто даже что-то внятное смогли прочитать. А главное — великие лингвиЗДы презирали тупых археолУХов, а великие археолУХи — тупых лингвиЗДов, что, кстати, сохранилось вплоть до XXI века, когда «копатели» презрительно пукали: и чо нам из ваших надписей «зажратой аристократии», ничего про «борьбу классов и структурно-еккономическое расслоение обществ» там всё равно не написано… В общем, на взгляд любого, например, месопотолУХа или египтолУХа — дикие, необразованные людишки…
Прорыв случился (внезапно!) в далеком СССРе, где вьюный кабинетный учОнОВый, ни разу в жизни до того не видевший ни живого майю, ни даже маййский камень, написал статьи, в которых доказал, что: 1) письменность майев — логофонетическая, то есть они мешали «чисто хиероглифы» с «чисто записью звуков»; 2) и потому алфавит Ланды таки рулит при грамотном юзании. Звали гения Юрий Кнорозов, и он даже смог что-то прочитать из того, что было ему доступно — вельми немного, ибо помимо ничтожной части текстов, написанных на бумаге, многие опусы на камнях еще не были даже перерисованы, да и вообще открыты… Именно поэтому, кстати, Кнорозов не ПРОЧИТАЛ письменность майев, а ДАЛ КЛЮЧ к прочтению хиероглифов — важный нюанс, о котором «российская мезоамериканиЗДика» постоянно забывает, считая, что все, кто не Кнорозов, просто «говно из-под ногтей», и знать о них не обязательно.
Ну а Майкл Ко (за что его гнобит «русслиянский учОнОВый редаХтур», постоянно утверждая, что «и ето Кнорозов открыл на самом деле» — хотя сам автор Кнорозова чуть не в зад целует, признавая «великим солнцем и луною майяведения») подробно расписывает, кто и что сделал ПОСЛЕ Кнорозова, а на самом деле еще и ДО него, ибо тоже русская, но американскоподданная Татьяна Проскурякова первой догадалась, что майи писали логофонетически — просто не связала это озарение с алфавитом Ланды. А затем были поколения исследователей, которые сперва спихнули в канаву «стародежь», державшуюся за свои «китайские хиероглифы» и «астрономическую не историю» (а процесс сей занял лет двадцать, и никак не меньше), а потом принялись, собственно, расшифровывать тексты. Ведь на 100 % они не «взломаны» до сих пор — по поводу чтения многих знаков идут дискуссии и уточнения и по сей день.
В общем, рыба полезная — именно тем, что показывает не «скок мыслей от гениального озарения к гениальному озарению», а весь процесс блуждания «моисеев по синаям» в поисках земли обетованной. Читайте, короче, и удивляйтесЯ величию и ужасти науки…

|
</> |