Как Казахстан потерял экономику
gull_25 — 10.01.2022 — КазахстанПосле развала СССР правительство Казахстана решило действовать по-большевистски: «Фабрики — рабочим, землю — крестьянам»
Первый подход. Забирайте все: фабрики — рабочим, земля — крестьянам
Процесс приватизации государственной собственности начался официально с принятия 22 июня 1991 года с «Программы разгосударствления и приватизации на 1991–1992 годы». Основной идеей приватизации по программе 1991 года была передача предприятий в коллективную или акционерную собственность. Мелкие и средние предприятия просто отдавались в собственность трудовому коллективу. Власти Казахстана полагали, что так собственность не попадает в руки отдельных частных лиц, т.е. «эксплуататоров». Было приватизировано предприятий промышленности 23% от числа государственных предприятий, в строительстве – 40%, в сельском хозяйстве и торговле – 23%, в общественном питании – 8%.
Однако этот процесс не мог сопровождаться каким-либо вкладом в экономику. Во-первых, обнищавшие работники предприятий не могли инвестировать в производство, во-вторых, надежда на то, что работники, став совладельцами собственности, будут проявлять большую заинтересованность в прибыльной работе предприятия и резко повысят производительности труда, изначально была иллюзией. Даже в капиталистических странах такие организации не добивались заметных результатов. Коллективная форма собственности существенно не изменяет мотивы к производительному труду. Она играла на руку только директорам (менеджерам) предприятий, которые только разбазаривали остатки активов предприятий, а рабочие, не имея никакой ощутимой отдачи от бесплатно полученных акций безрезультативно работающих предприятий, вели себя как нейтральные наблюдатели.
Второй подход. Государство будет участвовать в управлении предприятиями
Итак, экономика не заработала на большевистском лозунге, тогда в апреле 1992 года указом президента Назарбаева ввели новую схему: отныне коллективу предприятий отдается только 25% акций, 10% отдается смежникам и физическим лицам, еще 10% – иностранным инвесторам, если таковые имеются, а контрольный пакет акций, не менее 31%, остается у государства. Вскоре выяснилось, что и предложенная схема схема не могла изменить положения в приватизации, привлечь инвесторов и активизировать трудовые коллективы.
Третий подход. Продажа предприятий иностранцам
В июле 1993 года принята очередная «Национальная программа разгосударствления и приватизации на 1993–1995 годы» В ней были предусмотрены так называемые малая, массовая приватизация, приватизация по индивидуальным проектам и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий. Использовались методы прямой продажи объектов, продажи объектов с сохранением условий аренды, продажи на денежных аукционных торгах, продажи с использованием голландского метода, т.е. с установлением минимальной цены продажи. Использовались методы продажи объектов с предоставлением льгот и даже безвозмездной их передачи. За 1993–1995 годы в стране было приватизировано 15189 объектов, в том числе 5185 малых предприятий, или более 34% всех приватизированных объектов. Это в основном предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, аптеки и пр.
В приватизации госсобственности в рассматриваемом периоде преобладала продажа через денежные аукционы. На долю этих форм приватизации собственности в 1994 году приходилось 55%, а в 1995-м – 75% от общего числа приватизированных предприятий.
В 1994 году к приватизации допустили население. Денег у населения не было, им раздали купоны (по типу российских ваучеров). Каждому городскому жителю выдавалось 100, а сельчанину – 120 купонов. Стоимости на купонах не проставляли, полагая что их определит рынок. Купоны скупали Инвестиционно — Паевые Фонды. Предприятия преобразовывались в Акционерные Общества.
Купонная приватизация преследовала благие, но совершенно нереалистичные и даже вредные для экономики цели: бесплатно раздавались акции, чтобы каждый казах получил в собственность кусочек той экономики, что была создана при СССР. Централизованно было проведено 22 купонных аукциона, размещено 1127 млн купонов по покупке акций предприятий общей номинальной стоимостью 3138 млн тенге. Получилось так же, как и с ваучерами в России, люди не поняли своего «счастья» и просто продали свои купоны. И правильно сделали, т.к. на купонную приватизацию выставлялись предприятия, находящиеся на грани банкротства. Никаких дивидендов эти предприятия не принесли бы собственникам.
23 июня 1995 года правительство своим постановлением завершило массовую приватизацию. Власть поняла бесперспективность купонной приватизации и власти вернулись к продаже предприятий за деньги на торгах, аукционах. По состоянию на 1997 год было продано: на английских аукционах – 43% госпакетов, на голландских – 36%, на инвестиционных конкурсах – 8%, на тендерах – 12%, прямой адресной продажей – 1%.
Таким образом, малая и массовая приватизация как через купоны, так и через непрозрачные аукционы и конкурсы стала больше тормозом, чем фактором оздоровления предприятий и роста экономики, поставила многие предприятия на грань экономического краха, а экономику – на рецессию на долгие годы. Раздача собственности под девизом социальной справедливости, продажа предприятий на непрозрачных аукционах и конкурсах стали прикрытием закулисного раздела основной части собственности между небольшой группой влиятельных как на республиканском, так и на местном уровне государственных чиновников. Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребления служебным положением. Государственные чиновники наживались, как «прихватывая» лучшие части госсобственности, так и извлекая огромную статусную, долю в организации торгов.
Казахстан заявляет, что он находится на первом месте среди бывших стран СНГ по объемам иностранных инвестиций. На самом деле экономическая модель Казахстана далеко не такая современная, как может показаться со стороны. В сущности, она представляет собой сделку между хозяевами сырьевого бизнеса и хозяевами страны. Власть гарантирует, что люди будут работать за минимально возможную зарплату, позволяя бизнесу экономить на издержках, а бизнес гарантирует выполнение всех пожеланий власти.
При этом речь идет в первую очередь о международном бизнесе — ресурсы Казахстана добываются и экспортируются иностранными компаниями. Более 70% нефтяного бизнеса Казахстана — под контролем иностранных компаний. На первом месте США — 29,5% от всей добычи нефти, Китай — 17,7%, европейские компании — 17,4%. Крупнейшая нефтедобывающая компания в Казахстане — совместное предприятие (СП) «Тенгизшевройл» — на 50% принадлежит Chevron, на 25% — ExxonMobil, на 5% — «ЛукАрко» (дочке «Лукойла») и только на 20% — казахстанскому «КазМунайГазу». Казахстан обеспечивает 40% мирового производства урана. Но 11 урановых рудников и фабрик из 13 принадлежит компаниям из России, Японии, Китая, Франции, Канады. Иностранные компании контролируют металлургию и добычу золота.
|
</> |