рейтинг блогов

Как и почему Норвегия лоббирует электромобили

топ 100 блогов sigmund_rod27.11.2020

В комментариях были пожелания написать, о том, почему норвежцам так нравятся электромобили и почему они так упрямо нацелены на электрификацию, хотя и являются одним из самых больших производителей нефти. Попробую. 

Краткая история автомобилей в Норвегии

Так уж получилось, что в Норвегии автомобили всегда считались роскошью. Причём, здесь вообще не разрешалось свободно покупать новые автомобили вплоть аж до 1960 (!!!) года. И сразу после войны был ужасный дефицит автомобилей на рынке по очень высоким ценам. Десятки тысяч человек стояли в очереди за разрешением на покупку, и только часть желающих его получала. В 1950-е годы, по оценкам, от 3 до 4% всех заявок удовлетворялись. В Осло эта доля была еще ниже. С мая 1945 года по 1 января 1951 года было выдано разрешение на ввоз около 11 000 автомобилей и фургонов. Это соответствовало общему объему импорта автомобилей в одном 1938 году. 

50-ые в Осло
50-ые в Осло

Так вот, когда в октябре 1960 года сняли ограничения на покупку автомобилей, все побежали их покупать. Но традиционно, налоги были очень высокими и автомобиль так никогда и не стал таким дешёвым, как в Штатах, например. Даже уже в этом веке, налоги на автомобили продолжали оставаться высокими и стоимость автомобилей чуть ли не вдвое превышала европейский уровень. Тем не менее, количество автомобилей многократно возросло:

Осло конец 60-х
Осло конец 60-х

Таким образом, когда появились электромобили, с них просто сняли ВСЕ налоги. И их стоимость тут же сравнялась с автомобилями с ДВС. Но первые электромобили были с очень низким запасом хода или значительно дороже, даже и без налогов. И чтобы промотивировать норвежцев их покупать, им добавили ещё много ништяков, которые я описал в этой статье

Но сейчас, доля новых электромобилей приближается к 60%, и поэтому очень много голосов требуют снова начать вводить налоги и забирать преференции. Это, собственно, уже начали делать. Въезд в Осло стал платным для «электричек», правда недорогим. Бесплатный паркинг начинают забирать, электричество во многих местах больше не бесплатное, и электромобилисты стали платить на некоторых паромах (правда не более 50% от того, что платят ДВСы). Но тут есть организация, которая борется за права электромобилистов. На их примере я попробую ответить на оба вопроса в заголовке.

Как?

Как и почему Норвегия лоббирует электромобили

Ассоциация электромобилистов (Elbilforeningen) появилась в 1995 году. Сейчас в организации состоит 80.000 человек (на более чем 300.000) электромобилей. То есть, более четверти всех электромобилистов состоят в организации. 

Что же делает эта ассоциация? В основном лоббирует преференции для электромобилистов. После того, как Норвегия постановила запретить продажу легковых машин с ДВС с 2025 года, у ассоциации появился очень серьёзный козырь для политического давления на правительство. Чем они и занимаются для плавного достижения 100% продаж электричек к 2025 году. Они даже выпустили целую политическую программу, где установили свои основные цели:

1. Всегда должно быть выгоднее покупать и использовать электромобиль, чем автомобили с ДВС.

2. Каждый должен иметь возможность легко и эффективно заряжаться как дома, так и в дороге.

Ну и всё, что они делают, подчиняется этим двум целям.

Чтобы достичь 100% электромобильных продаж в 2025 году, ассоциация требует:

— загрязнитель должен платить;
— освобождение от НДС и других налогов для электромобилей пока они не достигнут доли в 100% продаж новых автомобилей;

— Электромобили не должны платить более 50% от цены для нормальных автомобилей за парковку, дороги и т д. 

Если кто хочет почитать этот документ, то он здесь (по-норвежски).

Генеральный секретарь ассоциации Christina Bu. Её лицо постоянно видно в СМИ и у неё постоянно берут всякие интервью
Генеральный секретарь ассоциации Christina Bu. Её лицо постоянно видно в СМИ и у неё постоянно берут всякие интервью

Кроме того, ассоциация тестирует электромобили, даёт кучу хороших советов, и т д и т п. Короче, всеобъемлюще занимается продвижением электромобилей в Норвегии.

Почему?

Сложный вопрос. У ассоциации довольно хорошо получается добиться своих целей, потому что похоже в сознание норвежцев вбили, что они должны ну хоть в чём-то быть первыми на планете. Поэтому и такая трудноосуществимая задача про 2025 год. Кроме того, просто здорово помогает Парижское соглашение, которое заставляет правительство соглашаться на нажим со стороны электромобилистов. Ну, и конечно, помешательство норвежцев на природе и friluftsliv (жизни на свежем и чистом воздухе).

Не уверен, что раскрыл всю тему достаточно подробно. Если будут вопросы, задавайте в комментариях!


Список моих статей про электромобили и не только про них.  


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Представители партии "Единая Россия" предлагают вдвое сократить школьную программу в старших классах Проект нового образовательного стандарта подготовили единороссы. Урал паблисити монитор По мнению автора проекта, гендиректора ...
Уж сколько раз твердили миру: они и в булочную на такси не ездят, хоть до булочной десяток километров, и до грома не перекрестятся, хоть и присядут на дорожку, политую дождем. Без злорадства, с каким то отупением читаю слезливые посты про то, что нашим гражданам, приехавшим из за границы, ...
Картинку достал старую, но присмотрелся - нынче она наполняется новым смыслом и аллюзиями. Например, ее можно было бы назвать "между РФ и Украиной". И самое главное - я бы затруднился сказать, что справа, а что слева. Сапожник в ЖЖ держится каким-то чудом. Думаю, администрация ЖЖ ...
Губернаторы рьяно рапортуют Путину об успехах. Им в свою очередь бодро докладывают мэры, которых информируют начальники отделов образования. Поставленная Президентом цель поднять зарплату учителя до средней по экономике выполнена. Средства из федерального бюджета выделены Правительством, ...
Установили на детской площадке рядом с нашим домом такое объявление. Детская площадка довольно старенькая, собираются реконструкцию на ней проводить. На другой, расположенной не так далеко уже установили новый детский инвентарь: горки, фигурки сказочных персонажей и прочее. На этой ...