Как художник-черносотенец в СССР оплакивал «Русь уходящую»


Портрет Павла Корина работы Михаила Нестерова. 1930
7 июля — день рождения Павла Корина (1892—1967) — живописца, друга и соратника Михаила Нестерова. И по взглядам тоже единомышленника, то есть примерно черносотенца — ну разве что самую чуточку правее. :) До революции Корин был, как и полагается человеку таких взглядов, членом Союза русского народа.
После революции... не изменяя себе, изображал в советской действительности в основном то, что могло быть симпатично человеку с подобными взглядами. Разумеется, стал народным художником СССР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий. :)

Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

Портрет художников Кукрыниксов. 1957. (Слева направо — Крылов, Соколов, Куприянов)
Главной работой художника должна была стать картина «Реквием. Русь уходящая» (1925—1959), в которой мастер собирался воспеть князей русской церкви, во главе с самим патриархом Сергием (он изображён в центре холста в красной мантии). Сам Корин передавал замысел своего произведения так — «церковь выходит на последний парад». Ещё записывал свои впечатления с церковного собора 1943 года: «Это же картина из Данте! Это Страшный суд Микеланджело!.. Написать всё это! Не дать уйти! Это — Реквием!». «Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но всё-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце моё обливалось кровью».

Эскиз к картине «Реквием. Русь уходящая» (1925—1959)
Должна была стать — но не стала. В 1936 году большевик Алексей Ангаров написал Сталину письмо: «Корин утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им, чтобы показать их обречённость. Между тем никакого впечатления обречённости, судя по эскизам, он не создаёт. Наоборот, передаёт ненависть этих людей, по его замыслу, сильных, волевых, преисполненных готовности умереть за свои идеи». Газета «Известия» раскритиковала художника, назвав его мастерскую «лабораторией мракобесия». Он ждал ареста, но вместо этого арестовали, а потом и расстреляли... самого Ангарова (1898—1937). А художник работал над своей картиной ещё 20 с лишним лет.

Мастерская художника. Портреты к картине «Реквием. Русь уходящая». В центре — портрет патриарха Сергия

Мастерская художника. Портреты к картине «Реквием. Русь уходящая»

Но всё-таки так и не закончил её, даже более того... не начал! Оставил от задуманной работы только специально вытканный для неё огромный девственно чистый холст. Без единой помарки! И ещё многочисленные портреты и эскизы. Почему? Сложно сказать. Но, быть может, потому, что та Русь, которую оплакивал Корин, всё-таки ушла безвозвратно?..
|
</> |