Как графья Россию губили

топ 100 блогов chatlanin01.11.2025

Продолжаем тему кто и как погубил Россию. На сей раз поговорим не о мещанах горьких, а о самых что ни на есть благородных, титулованных дворянах, образованных, даже когда-то с дарованными государями крепостными людишками и деревеньками, соли земли Русской.
Если точнее, о Его Сиятельстве графе Толстом.

Письмо разночинца Рохлина Его Сиятельству. Пометки мои.


Отец лжи: письмо графу Льву Николаевичу Толстому

Я решился написать Вам, граф, подчинившись единственному чувству. Чувству любви, которую я испытываю к Вам всю свою жизнь, с того момента, когда семнадцатилетним юношей прочитал «Анну Каренину». Но сегодня меня заставляет писать к Вам не восторженность и не благодарность, которыми я живу все эти годы, перечитывая Ваши книги. Иная причина понуждает меня взяться за перо и объясниться с Вами.

Причина эта весьма необычного свойства, никогда ранее ничто подобное не испытывалось мною, и одно это служит оправданием моей дерзости. Я пишу эти строки еще и потому, что точно знаю — что бы ни происходило я должен сохранить верность юношескому порыву, влюбленности, выросшей в любовь, впервые испытанной благодаря Вашему слову.

Со мной случилась очень странная вещь. Два дня назад я возвращался домой, в свой город на окраине московской губернии, на ночном поезде. Я ехал уже четвертый час подряд, кроме меня, в вагоне никого не было, да и в соседних, кажется, все скамьи пустовали. Поезд шел и останавливался на пустых и залитых осенним дождем полустанках. Никто не садился, никто не выходил. Могло показаться, что, кроме меня и машиниста, больше никого на земле не осталось, и мы несемся неизвестно куда и зачем.

Все это время я читал Ваш последний роман «Воскресение». Пока не дочитал до XXXIX главы, которую теперь всегда буду вспоминать с содроганием. Мне не свойственна сентиментальность, над мелодрамами всех мастей и стилей я не плачу. Но с юности сохранилась во мне какая-то незащищенность перед словом, восприимчивость, доведенная до болезненной остроты.

В этой главе вы описываете Божественную литургию в тюрьме, где содержалась Екатерина Маслова. И «вьехав» в нее с разбегу из предыдущих, я испытал то, что можно назвать шоком и ужасом. Еще раз, граф, я не кисейная барышня и в обморок от слов не падаю. Но то, что случилось со мной при встрече с текстом, иначе описать я не сумею.

Поверите ли, мне вдруг показалось, что предложения и слова в этой главе вдруг потеряли заглавные буквы и все знаки препинания. И весь текст превратился в ровные, обезличенные ряды букв, которые неслись как пулеметная очередь. Читая, я физически ощущал, что меня сечет по глазам, бьет по лицу невидимая сила. Это звучит довольно глупо. Когда зажмуривался боль проходила, открывал глаза — всё начиналось сначала. Но я отдавал себе отчет, что перед мной всего лишь напечатанный текст, буквы, сложенные в слова, слова, сложенные в предложения. Но именно слова жгли и били меня.

Я понимаю, вы хотели описать службу как некое действо, не имеющее смысла, выполняемое механически с массой бессмысленных повторений, возгласов, вскриков, бормотаний. С использованием ненужных предметов, одежды, утвари. И самое главное — обессмысленное для всех участников, служащих и слушающих.

После первого же абзаца я вскочил как ужаленный и пошел по вагону. Мне было душно и страшно. Я не мог поверить в то, что собственными глазами прочитал только что.

Нет смысла выписывать сюда прямые цитаты из вашего текста. Тот, кто дочитает, сам увидит и для себя решит, прав я или надумываю. Внимательный читатель увидит (к ужасу своему или удовольствию), как даже одна буква, маленький суффикс «к» меняет слово «чаша» до неузнаваемости.

И вы не станете отрицать, что описывали церковную службу, намеренно искажая, обесценивая происходящее, смеясь и глумясь над ним. Всё это Вы делали только ради одной цели. Чтобы выставить ее в уничижительной форме, чтобы она вызывала отвращение. Чтобы нормального человека, «не зашоренного», в отличие от обманутых или просто верующих, от нее тошнило.

И, надо признать, у вас получилось. А разве могло не получиться у графа Толстого, властителя дум, первого среди русских писателей?

Меня не тошнило, меня трясло и било, словно в припадке болезни. Но соображал я ясно и мог объяснить свое состояние и чем оно было вызвано. Мысль, всё объясняющая, пришла немедленно. Потому что две страницы тому назад Катя бежала к поезду, чтобы увидеть Нехлюдова в надежде на что-то, но поезд уходил, уносил человека, который так жестоко с ней обошелся, она бежала за поездом сколько было сил, а потом… С той ночи она перестала верить в добро.

Так вот, читая Вашу «литургическую» главу, я чуть было не потерял веру в русскую литературу. Или даже потерял, на одно мгновение что-то пошатнулось во мне. Что-то сломалось. На одно мгновение показалось, что родной земли больше нет, и черный поезд во тьме несется в бессмысленную пустоту.

Не смейтесь, я понимаю, это звучит очень глупо. Но с детства, с юности и по сей день, с первых прочитанных книг и до нынешних, от «Слова о полку» до «Москва — Петушки», я свято верю, что русская литература никогда не врет. Как было написано Пушкиным, Чеховым, Гоголем, Достоевским, Астафьевым, Платоновым и Вами о русской жизни, так оно и есть. В том числе и в моей отдельной, малозаметной, какую Бог дал, жизни.

Русская литература — самое искреннее, честное, неиссякаемое и глубокое слово, пронизывающее жизнь человека насквозь, до самой тьмы в его душе, и выводящее его к свету сквозь все противоречия и кандалы. Она — изображение Вечности и свидетельство нашей верности последнему. Это мой личный, выстраданный, единственный опыт, а не просто красивые слова.

И сейчас, читая «Воскресение», я понимал, что читаемое мной неправда, что такое описание литургии не соответствует очевидному и проживаемому мной многократно церковному опыту. Выходило так, что моя литература бес-совестно, безбожно, врала. Описанная литургия — ложь, автор этой лжи — тот самый отец всякой лжи, а вслед за ним и Вы — русский дворянин, великий писатель Лев Толстой.

Лев Николаевич! И десяти лет не пройдет с Вашей кончины, а уже придут люди, которые открыто и радостно будут говорить о Церкви теми же словами, что подсказали им Вы, ваш талант и гений. Большевики и безбожники. Они будут свободно гнать и уничтожать тех, над кем вы свободно глумились и уничижали в свое время. Плоды вашего просвещения. Яблоки с сожженых яблонь. Живые трупы революции.

Но с трупов взятки гладки. Они не ведали, что творят. А Вы — творили осознанно. Мне кажется, что предательство близкого человека не бывает так горько, как было горько мне в ту минуту, в пустом поезде, несущимся неизвестно где.

И здесь я мог бы завершить свое письмо к Вам. Сказать, что не являюсь судьей, и не мне Вас судить. Вы меня били, и били до крови, но я Вас все равно люблю и, главное, жертвой себя не считаю. Наверное, затем, чтобы из жертвы не превратится случайно в палача. И поставить точку. Как конец всему.

Но Вы, сами того не зная, не желая и не предполагая, в той же главе подарили мне надежду и утешение. Вы сделали это помимо собственной воли. А я вижу в этом промысел Божий. Ведь Бог действует там, где его отвергают, и через тех, кто его гонит. Точки мы еще не достигли, только отточия…

По окончании описания литургии вы зачем-то решили прибавить к нему еще один кусок. Я понимаю — авторское чутье не дает права отступить от правды. До революции в русских церквях после обедни читали еще и акафист Иисусу Сладчайшему.

И Вы приводите его, долго-долго выписывая почти слово в слово, занимая чуть ли не полстраницы своего романа. Зачем?! Никакие филологи с исследователями не ответят. Кроме меня. Вы написали это, чтобы меня спасти. Впервые в жизни, отстраняясь от контекста, я вчитывался только вот в эти слова, в многократное повторение одного Имени, которое, еще не успев слететь с губ, становились дыханием молитвы и жизни:

«Иисусе сладчайший, апостолов слава, Иисусе мой, похвала мучеников, владыка всесильне, Иисусе, спасе мой, Иисусе мой краснейший, к Тебе притекающего, Спасе, Иисусе, помилуй мя, молитвами рождшия Тя, всех, Иисусе, святых Твоих, пророк же всех, Спасе мой, Иисусе, и сладости райския сподоби, Иисусе Человеколюбче!».

А вот теперь действительно точка. И Анна Каренина ждет меня дома.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня годовщина Дня Победы. Все мои ветераны уже ушли. Нет ни бабушки, ни дедушки. Некому говорить слова благодарности за мирное небо. Значит просто подарю миру фото пробивающися крокусов. Как символ жизни и победы над холодом зимы. Ну и конечно ...
Обычно у нас Кот Чайковский ест сухую еду, обычный рабоче-крестьянский вискас. Плюс для развития мозга мы покупаем ему вкусные "штучки", которые он получает понемногу. Плюс у него есть его кошачьи колбаски. Это за особые заслуги. Таблетку проглотить или когда в гараже случайно забудем. ...
Поэтому сегоднявоздержусь от жалоб на серость бытия и его темные стороны.     Тем более, что июль в саду демонстрирует все оттенки того самого цвета, что нынче стало модно называть "барби-пинк", то есть ярко-розовый. Гляда на который, я всегда задаю себе вопрос: почему этот ...
Про Икею мы слышали много интересного от друзей в Шанхае и даже сами пытались ее найти где-то год назад, но таксист упорно не хотел понимать что есть БОЛЬШОЙ МАГАЗИН. БОЛЬШОЙ БОЛЬШОЙ магазин. А больше слов мы на тот момент не знали. Вторая попытка была примерно через год нашего прибывания ...
Как мы знаем, по пустякам Путин не мотается. Так что сегодня, скорее всего, мы услышим что-то новенькое. Может быть, президент вспомнит о холодных батареях — если не будет «Южного потока». Холодные батареи и доброе слово лучше, чем просто доброе слово. ЕС должен привыкнуть к мысли, что ...