Как Финляндия нападала на Россию часть 2. Крушение мечты о "Великой Суоми"

топ 100 блогов za_dergavy10.08.2021 Начало: Как Финляндия нападала на Россию и уничтожала ее мирное население 1 часть
Второе нападение Финляндии на Россию
Этот мирный договор Финляндия рассматривала как временную передышку и сразу же начала подготовку к новой войне с Россией. Во время Кронштадтского мятежа она поставляла восставшим продовольствие и медикаменты, перебросила туда группу белоэмигрантов, а после его подавления укрыла на своей территории около 8000 мятежников, из которых начала формировать боевые подразделения. Как известно, в 1921 году в РСФСР случился голод, от которого сильнее всего пострадало Поволжье. В связи с этим был увеличен продовольственный налог, что вызвало определенное недовольство крестьян, в том числе и в Карелии. Этим решила воспользоваться Финляндия, и попытаться присоединить к себе хотя бы северную Карелию. Для начала был организован средств в пользу бедствующих карел, причем собирали не только в Финляндии, но и в Эстонии и Дании. На самом деле собранное продовольствие послужило для снабжения белофиннов во время их вооруженных действий в Карелии, а финансовая помощь оказывалась тем, кто выступал за присоединение Карелии к Финляндии.
Уже в августе 1921 года на север Карелии начали проникать финские офицеры. Связываясь с местными националистами, они начали готовить вооруженное выступление. Этому способствовало то, что после окончания гражданской войны в европейской части России началось сокращение численности Красной армии, а пришедшие на смену молодые бойцы не имели боевого опыта. Вскоре финны установили, что в районе находится всего 700 бойцов Красной армии и пограничников ВЧК, и решили действовать. В октябре 1921 года в деревне Тунгудской был создан марионеточный «Временный Карельский комитет», который возглавил Василий Сидоров, сменивший фамилию на Левонен. В короткие сроки был установлен контроль над 15 селами.
Боевые действия начались 6 ноября 1921 года. Позже на IX Всероссийском съезде Советов делегаты из Карелии рассказали о случившемся: «В Октябрьскую годовщину в Карельском селе Ругоярви близ финляндской границы, местные советские работники устроили вечер в помещении сельской школы. Тут были и местные крестьяне, и учитель школы, и местные коммунисты. Среди них были истинные борцы за свободу карельского народа, которые еще в темные царские времена боролись в подполье против самодержавного режима. Подкравшаяся исподтишка вооруженная шайка окружила дом, ворвавшись в него, захватила 24 человека (10 партийных и 14 беспартийных) и повела их на смертные муки.
Не для всех обреченных дело кончилось простым расстрелом. Некоторых подвергали жесточайшим пыткам, выкручивали несчастным руки, выкалывая глаза, вырезая мягкие части лица. Одного, доведенного пыткой до предсмертных судорог, притащили к проруби и сунули под лед. Палачи продолжали надругательства даже над трупами — расстреливали их разрывными пулями. После этой жестокой и дикой расправы убитые были раздеты и разбросаны по разным местам».
Используя внезапность, были атакованы и захвачены пограничные заставы. После этого из Финляндии хлынул поток финских военных, шюцкоровцев, бывших кронштадтских матросов (батальон Плеханова) и даже уголовников, освобожденных из финских тюрем. Начались массовые зверские убийства коммунистов и комсомольцев вне зависимости от их национальности. На захваченной территории финнами была проведена принудительная мобилизация всего мужского населения от 18 до 40 лет, что доказывает, что это не было народным восстанием, как утверждают финские историки, а вторжением. Были сформированы воинские подразделения. Причем один из полков назывался Архангельским, что свидетельствовало о далеко идущих планах белофиннов. Командовали ими финские офицеры. Так, майор Пааво Талвела, будущий командующий финской Карельской армией во Второй мировой войне, командовал Ребольским батальоном лыжников, а будущий начальник Генерального штаба финской армии в 1941–1944 годы Аксель Хейнрихс — Карельским полком.
Красноармейские части, расположенные в северной Карелии на первом этапе войны, несли потери и вынуждены были отступать на первом этапе войны. Этому, кроме численного перевеса белофиннов и белокарелов из-за внезапности нападения, способствовал еще ряд обстоятельств. Все подразделения противника были на лыжах, тепло одеты и отлично знали местность. Подавляющее число красноармейцев не умело ходить на лыжах, им не хватало теплой одежды, и поэтому обмороженных часто было больше, чем убитых и раненых. Морозы доходили до -40 градусов и часто приходилось воевать по пояс в снегу. От холода из строя выходило оружие и артиллерия, в то время как у противника была специальная смазка и меховые чехлы. Финские войска часто использовали тактику партизанской войны — сразу несколько групп лыжников по 10–15 человек внезапно обстреливали красноармейцев с разных сторон, а потом, не принимая боя, уходили в леса.
14 ноября 1921 года финский лыжный отряд численностью около 100 человек захватил и сжег мост через реку Онда на Мурманской железной дороге и таким образом прервал главную транспортную артерию, связывающую северную Карелию и Кольский полуостров с остальной территорией России, так как в Карелии в 1921 году было всего 17 километров грунтовых дорог. К декабрю 1921 года численность финских войск в Карелии достигла 6500 человек. Финляндия попыталась оказать и дипломатическое давление на РСФСР и 27 ноября подала обращение в Лигу наций с предложением «рассмотреть ненормальное положение, создавшееся в Восточной Карелии», которое поддержала и Эстония. Кроме того, был подан иск на Россию и в Международный суд в Гааге.
Однако торжествовали финны недолго. Уже 6 декабря был построен новый мост через реку Онда, а до его постройки оружие и боеприпасы перевозили через реку на санях и на другом берегу их снова грузили в вагоны. Были переброшены части Красной армии, и их общая численность достигла 26 244 человека. Были присланы даже 17 самолетов, но из-за сильных морозов и метелей, заметавших взлетные полосы, использовать их не удалось. Зато большую помощь оказали три бронепоезда. Со всей России для красноармейцев были собраны лыжи и теплое обмундирование. Командующим войсками Карело-Мурманского района был назначен Александр Седякин, а его начальником оперативного управления —  будущий маршал Федор Толбухин.
Против захватчиков из Финляндии поднималось партизанское движение и в их тылу. На хуторе Ильвясваара организовался отряд красных партизан в 50 человек. К нему присоединились партизаны из Войниц. Почти не имея оружия (оружие добывалось в боях с белофиннами), партизаны окружили деревню Каменное озеро и после трехчасового жестокого боя выбили из нее противника. Ушедшие из занятого белофиннами села Реболы крестьяне организовали партизанский отряд, который напал на белофиннов в деревне Туливаары.
26 декабря войска Советской России начали широкомасштабное наступление в трех сходящихся направлениях. Надежды финнов продержаться до весенней распутицы, когда наступление станет невозможным, не оправдались. Уже 29 декабря было освобождено Поросозеро. 9 января 1922 начался рейд по тылам противника 170 курсантов-финнов из Петроградской интернациональной военной школы во главе с одним из создателем Коммунистической партии Финляндии Тойво Антикайненом. За 11 дней они прошли 920 километров, выдавая себя за подразделение финской армии. За это время, потеряв восемь человек убитыми, они убили и захватили в плен 117 белофиннов, в том числе девять офицеров. Также они участвовали в освобождении Реболы и Кимасозера. После их рейда в финском тылу появились паника и неразбериха, финские подразделения несколько раз открывали огонь по друг другу. 25 января финны были изгнаны из Кестеньги и Кокисальмы, а 5 февраля — из Тихтозеро. Через два дня пало село Ухта, где располагался «Временный Карельский комитет», а его члены повторили судьбу своих предшественников — бежали в Финляндию. 17 февраля последние захватчики отступили в Финляндию.
Потерпела поражение Финляндия и на дипломатическом фронте. 15 января 1922 года Совет Лиги наций отклонил финские претензии, а Международный суд в Гааге решал до 24 июля 1923 года, когда объявил об отказе принять иск Финляндии. Финская агрессия дорого обошлась нашей стране. Правительство РСФСР объявило, что в Финляндию было насильно угнано 8000 человек трудоспособного населения, а финское правительство заявило, что приняло в своей стране 30 тысяч беженцев из России. Советское правительство оказалось более правдивым. Это были вынуждены признать и финны, и когда они в 1998 году в Суомуссалми установили памятник «Памяти воинов-освободителей Беломорской Карелии», то на установленной там табличке было написано: «Бои беломорских карелов за свою независимость происходили 28.10.1921–20.02.1922. Из примерно 3000 бойцов Временного правительства Беломорской Карелии около 500 были финскими добровольцами, в их числе 27 егерей. После подавления попытки превосходящей силой порядка 11 000 беломорских карелов отправились в качестве беженцев в Финляндию. Большинство из них вернулись, однако о 4000 беженцах финляндское государство заботилось вплоть до начала Зимней войны». Даже из этой надписи видно, что большинство карел не хотели иметь дело с финскими «воинами-освободителями».
Потери частей Красной Армии составили 1394 человека — 152 убитых, 512 раненых, 257 обмороженных, 200 пропавших без вести, 273 больных, а вот потери Финляндии неизвестны, так как там до сих пор утверждают, что их страна в войне не участвовала, да и войны никакой не было, а было народное восстание карелов, которое поддержали отдельные финны-добровольцы. Эту ложь газета «Правда» опровергла еще 2 февраля 1922 года, когда опубликовала документы 47 убитых и пленных действующих офицеров финской армии.
Так как формально Финляндией война РСФСР не объявлялась, то и мирный договор после ее окончания не заключался. Вместо него 1 июня 1922 года в Хельсинки было заключено «Соглашения между Россией и Финляндией о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы». В нем было предусмотрено ограничение численности вооруженных сил в приграничной полосе, запрет «нахождения в пограничной полосе организаций, занимающихся подготовкой нападения на другую сторону» и «предупреждение образования на своей территории групп, готовящих нападение или вторжение на территорию другой стороны».
В этот же день там было опубликовано и официальное заявление делегации РСФСР, которое звучало как прямое предупреждение руководству Финляндии: «Российская Делегация от имени своего Правительства заявляет, что в случае вторжения с финляндской территории на территорию РСФСР вооруженных банд, а также в случае оказания со стороны финляндского правительства поддержки в любой форме вооруженным выступлениям на территории России, российское правительство будет считать, что со стороны Финляндии против РСФСР начаты военные действия (то есть будет считать, что начата война)». Победа Красной Армии заставила власти Финляндии идти на уступки, вот только, насколько мне известно, нашим павшим на той войне памятника нет. А для живых был учрежден нагрудный знак «Честному воину Карельского фронта».

Мечты о "Великой Суоми" и сотрудничество с нацистской Германией
В последующие годы мечты о Великой Финляндии у нашей соседки не развеялись. 27 февраля 1935 года посол Финляндии в СССР Аарно Юрьё-Коскинен согласился с высказыванием наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова: «Ни в одной стране пресса не ведёт так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведётся такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии».
Однако там понимали, что одна Финляндия не может победить СССР и ждали появление сильного союзника. Таким стала казаться Германия после прихода в ней к власти Гитлера. Политическое и военное сотрудничество между этими странами расширялось с каждым годом. Снова возглавивший Финляндию президент Пер Эвинд Свинхувуд в 1937 году во время своего визита в Берлин заявил: «Враг России должен быть всегда другом Финляндии. Русская угроза для нас будет существовать постоянно. Поэтому для Финляндии хорошо, что Германия будет сильной». Все это заставило руководство СССР искать пути, чтобы, по крайней мере, отодвинуть на север границу с Финляндией на Карельском перешейке, которая проходила по реке Сестре в 30 километрах от Ленинграда. Территория Финляндии была самым удобным плацдармом для нападения на СССР.
Как Финляндия нападала на Россию часть 2. Крушение мечты о Великой Суоми

Попытки решить вопрос о границе мирным путем
В апреле-августе 1938 года проходили советско-финские переговоры в Хельсинки, в ходе которых наша страна предложила Финляндии разрешить создание советской военной базы на острове Гогланд, а также заключить договор о совместной обороне финского побережья в случае высадки немецких войск. Как видите, никаких территориальных претензий к Финляндии не выдвигалось, но она все равно отклонила советское предложение. Маннергейм, который в 1931 году возглавил Совет обороны Финляндии, а в 1933 году стал маршалом, советовал принять советское предложение, но к его мнению не прислушались.

В марте 1939 года СССР предложил арендовать острова Гогланд, Лавансаари, Тютярсаари и Сескар сроком на 30 лет, а в качестве компенсации давал территории в Карелии. Это было выгодное предложение для Финляндии, так как эти острова Финляндия в случае войны защитить все равно не могла из-за отсутствия у нее сильного флота. Тем не менее 6 апреля последовал отказ.
5 октября 1939 года новый нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов пригласил в Москву на переговоры министра иностранных дел Финляндии Юхо Элиаса Эркко «для обсуждения актуальных вопросов советско-финских отношений». Однако финский министр на переговоры не поехал, сославшись на более важные дела, и послал на переговоры в качестве главы делегации даже не своего заместителя, а посла в Швеции Юхо Кусти Паасикиви, при этом, как выяснилось через много лет, у него не было полномочий на заключение договора. В отличие от Финляндии наша страна придавала большое значение этим переговорам, и в них принял участие Иосиф Сталин, который заявил: «Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы. Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу». На этот раз Финляндии было предложено перенести границу на 90 километров от Ленинграда, отдать СССР острова Гогланд, Лаавансаари, Тютярсаари и Сейскари и сдать в аренду полуостров Ханко для создания там советской военно-морской базы, а взамен получить вдвое большую территорию в Карелии. 4 ноября Сталин согласился вместо Ханко арендовать прибрежные острова, но Финляндия все равно отвергла все предложения.
Источник
Продолжение: Как Финляндия нападала на Россию. Часть 3. Советско-финская и Великая Отечественная война

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Только успели отгреметь баталии второго тура и стало ясно, что несистемный Зеленский одержал оглушительную победу, как люди Системы стали думать, как с ним бороться. И тут вспомнили наши буйные сторонники демократии и европейского выбора, что у нашей структуры власти есть огромный ...
Сегодня тренировался делать более медленные перевороты и бочки. Главный фокус -- максимально разогнаться по вертикали (12.5 м/с), потом сбросить газ до минимума и крутиться те несколько секунд, пока аппарат летит как камень из пращи. ...
https://www.youtube.com/watch?v=-Hn-fGNGVCE Андрей Михайлов в почту прислал. "Дед на китайце. Инспектор так и сказал - если б не было видео - я был бы виноватым!" ...
Эту тему мне уже поднимать доводилось - и не раз. Но воз, как говорится - и ныне там. Поэтому, считаю необходимым повториться. Нет - я не надеюсь что меня кто-то услышит. А если вдруг услышат - то только посмеются. Более того - я наверное был бы огорчён, если бы благодаря ...
хотя, может не дурацкий - это как посмотреть болели ли вы коронавирусом, или знаете ли вы кого-нибудь, кто болеет коронавирусом ? расскажите о ваших и его ощущениях плиз а то столько шума, хочется ...