Как древние общества защищались от умников

Конфликт умного человека с обществом имеет древнюю сакральную подоплёку.
Арабский путешественник начала Х в. Ибн Фадлан обнаружил у
волжских булгар странный обычай — принесение в жертву Богу наиболее
выдающихся из людей:
Если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей,
они говорят: «Этот более всего достоин служить нашему господу».
Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на
дерево, пока он не распадется на куски.
Богу — лучшее, это понятно. Но, возможно, булгарское общество
решало таким образом и собственные «человеческие, слишком
человеческие» проблемы. Комментируя этот отрывок, известный
турецкий востоковед Зеки Валиди Тоган пишет:
«Нет ничего загадочного в жестоком обращении булгар с людьми
выдающегося ума. Оно опиралось на простое и трезвое желание
среднего человека вести нормальную жизнь, избегать любого риска или
приключения, в которые его мог бы втравить гений».
Ученый делает вывод, что жертву «надо воспринимать не просто как
знающего человека, а как непокорного гения, нестерпимого умника».
Получается, что этот обычай служит средством общественной защиты от
перемен, наказанием нонконформистов и потенциальным новаторам.
У русов дела обстояли схожим образом. По свидетельству Ибн Русте,
жрецы, волхвы русов («знахари») могли любому надеть на шею веревку
и повесить на дереве в качестве мольбы о божьей милости. Сделав
так, они говорили: «Это подношение Богу».
Перспективы общества, которое убивает самых умных своих членов,
думаю, понятны всякому. Поэтому не будет преувеличением сказать,
что принятие христианства (а в случае с булгарами, ислама) открыло
племенам древней Руси дверь в будущее.
|
</> |