Как долго армия Наполеона шла в Москву?

Вкратце. Скорость перемещения войск зависела от наличия припасов, действий противника и — в меньшей степени — качества дорог. Если посчитать среднюю скорость, с которой французские войска шли к Москве, то получится немногим более 10 км в день, но это с учетом дней отдыха и больших сражений.

Дивизия генерала Пино на марше (четвертый корпус Великой армии на пути в Россию). Акварель Альбрехта Адама. 1812 год
Отечественная война 1812 года — в зарубежной историографии ее, как правило, называют русской кампанией Наполеона — была беспрецедентной по расстояниям, которые пришлось преодолеть воюющим армиям. Русская армия начинала войну на своей территории, а вот частям Великой армии Наполеона пришлось пройти очень значительные дистанции только для того, чтобы попасть в точки сбора в Великом герцогстве Варшавском и Пруссии.
Император французов начал подготовку к новой кампании против России во второй половине 1810 года. Но первые месяцы ушли на планирование, связанное со снабжением и обеспечением призывов новобранцев в состав будущей Великой армии, большинство частей которой еще находились в германских и итальянских государствах, Франции и Испании. Активное перемещение войск началось весной 1812 года. Сержант императорской гвардии Бургонь в своих мемуарах рассказывал, что его полк, еще в марте расположенный в окрестностях Алмейды в Португалии, получил приказ идти в направлении реки Неман и пересек ее 25 июня. Путь в три тысячи километров занял у их подразделения около трех месяцев, то есть средняя скорость движения составляла около 30 километров в день. Но этот пример скорее исключение: другие части перемещались не столь быстро и на меньшие расстояния. Например, части первого корпуса Великой армии формировались на Эльбе с середины 1811 года и подошли к границам к началу июня 1812-го. Всего Великая армия насчитывала около 680 000 солдат, из которых около 450 000 должны были перейти границу России в июне — начале июля на фронте шириной в 500 км.

Французские войска вторгаются в Россию, пересекая Неман в 1812 году. Литография с рисунка одного из офицеров. 1816 год
Скорость перемещения воинского соединения зависела от того, по чьей территории оно движется, а также от состава конкретного корпуса, отряда или дивизии. Важным ограничивающим фактором было наличие продовольствия и фуража в землях, по которым двигались войска. Поскольку солдатам, в зависимости от рода войск, требовалось разное количество провианта, скорости их передвижения тоже были разными, а перемещались они отдельно друг от друга.
После начала кампании скорость Великой армии сильно зависела от действий противника — русской армии. Продовольствие и фураж солдаты пытались добывать на месте, хотя это удавалось далеко не всегда. Обоз с пропитанием для людей и лошадей, а также военными грузами не мог двигаться с той же скоростью, что и передовые части: в результате воины, находившиеся на переднем крае событий, могли рассчитывать только на те припасы, которые можно собрать на захватываемой территории. При этом времени на сбор провианта и фуража у них было мало: нужно было постоянно следить за действиями противника. В иной день передовые части совершали форсированные марши до 50 и даже 60 км, но такую скорость невозможно было выдерживать ежедневно. После одного-двух столь быстрых переходов войскам требовался отдых, да и противник не позволял перемещаться с такой скоростью постоянно. За один день могло происходить несколько столкновений. Например, 14 августа в районе города Красный под Смоленском отряд генерала Дмитрия Неверовского проделал отступление длиной в 20 километров, постоянно вступая в схватки с противником, который, несмотря на численное превосходство, так и не смог опрокинуть русскую пехоту. Перемещать резервы в тылу французов можно было с более или менее постоянной скоростью. Так, корпус маршала Виктора, представлявший собой резерв Великой армии, шел от границы до Смоленска, где он встретился с основными силами императора, со скоростью 25–30 километров в день.

Подвиг генерала Неверовского под Красным 2 августа 1812 года. Литография с картины Петера Гесса. После 1839 год
Совсем иной была скорость перемещения курьеров с депешами для императора, которые, благодаря отлаженной системе организации эстафет, могли покрыть расстояние от Москвы до Парижа за 14–15 дней. Но на этом расстоянии курьеры менялись на территории России через каждые 30–40 км, а на территории Западной Европы — через каждые 170 км. Когда после операции на Березине Наполеон решит покинуть армию и спешно вернуться в Париж, он проделает путь в почти 2500 километров за 15 дней.
|
</> |