Как бы каноническое

На некого игумена Кир-ла из некоей Ка-анской епархии поступает жалоба (донос).
Патриархия или сама епархия воспоминает, что Карфагенский поместный собор 401 года постановил своим 79 (в Кормчей - 80м) правилом:
Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения: тогда, частью для отклонения нарекания на церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордаго злорадования еретиков и язычников, аще желают, как и должно, защищали свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течение года, в котором должны быти вне общения. Аще же в течении года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется".
То есть обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту.
Каждый клирик, говорит блаж. Августин, должен иметь всегда перед глазами две вещи: совесть и доброе имя (conscientia et fama); для нас самих достаточно совести, а ради других нам необходимо доброе имя: "совесть для тебя, а доброе имя ради ближнего твоего" (conscientia tibi, fama proximo tuo)
[Sermo I de vita et moribus cler. [Migne, s.1., t.39, p.2, col.1569; Ср. Augustini ер.(65) ad Xantippura episcopum [Migne, s.1., t.33, col.234 и сл.].
Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков, вследствие каких-либо преступлений, публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то, ради своего доброго имени и авторитета церкви, они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление (Афинская Синтагма, III,502).
***
Хорошее правило. Одно из тех, о которых я давно говорю: каноны - это мечта Церкви о себе самой. Но вовсе не компьютерная программа, реализующая сама себя.
Моих нынешних критиков оно ставит перед дилеммой:
или перестать меня шпынять моей вполне продуманной фразой о том, что "каноны надо поцеловать и положить на книжную полку"
или начинать тотальную чистку Церкви, руководствуясь канонами, опять же хотя бы на время забыв про меня.
Ну тошнит же уже от пропагандистского лицемерия - "мы клянемся в верности святоотеческим канонам, ни на йоту от них не отступаем и будет верны им и впредь!". И при этом ни попытки серьезного обсуждения темы "мы и наши каноны"
|
</> |