Кабинет №1
vokintrop — 24.12.2010 "Трудоустройство" группы отставных министров, которых президент Виктор Янукович назначил руководителями различных государственных служб и агентств, может только на первый взгляд показаться попыткой найти место для чиновников, оставшихся без должностей в ходе сокращения правительства страны. На самом деле оно отражает суть административной реформы, выражающуюся в создании сложной системы противовесов во власти. Именно это - а вовсе не сокращение министров и расходов - и было главной целью президента и его администрации.То, что руководители госслужб и даже первые заместители министров назначаются решением главы государства, а не распоряжением или постановлением премьера, создает для них неплохую возможность обращаться непосредственно в администрацию. Конечно, у "простого" заместителя министра возможностей меньше, чем у руководителя госагентства - и все же он тоже помнит, что его карьера зависит не от непосредственного начальника-министра, не от премьера, а от главы государства.
Таким образом, создается антиступенчатая система управления страной, проще говоря - система подсиживания. Каждый чиновник, вне зависимости от должности и компетенции, стремится проявить себя перед президентской администрацией и непосредственно перед главой государства. Администрация может осуществлять руководство государственными службами в обход не только премьера, но и вице-премьеров, и министров.
Министры не могут осуществлять реального руководства службами - если только их влияние не превышает влияния чиновников администрации. Вместе с тем именно правительство несет ответственность за результат, а дергающий за чиновничьи ниточки президент может оставаться как бы над схваткой - как это уже было во время незабываемого путешествия Виктора Федоровича и Николая Яновича на предпринимательский Майдан.
Я допускаю, что такая система усиливает позиции Януковича, но для страны она означает одно - управленческий хаос под маской стабильности, появление "кабинета № 1", в котором решаются все вопросы. И этот кабинет - даже не кабинет главы администрации, этот кабинет, конечно же - кабинет президента. Президент становится своеобразным генеральным секретарем. Только не нужно ностальгически вздыхать по прошлому: Советский Союз исчез с политической карты еще и потому, что вся ответственность за происходящее в стране сосредотачивалась в одном-единственном кабинете. А во всех остальных царили беззастенчивый карьеризм, подсиживание начальников и стремление выжать как можно больше из номенклатурной должности.
www.newsru.ua