К...

топ 100 блогов pluzhar — 06.06.2010

Десять слов о городе

К...

Модой сезона стали разговоры о строительстве городов будущего. Но есть один инженерный закон: чтобы строить очень высокие здания, надо закладывать очень глубокий фундамент. Поэтому для того, чтобы будущие города действительно получились городами будущего, стоит подумать о смысле города как такового, месте самой идеи города в культуре.

 

Предлагаемые читателю ниже десять пунктов не претендуют на какие-то откровения — это лишь свод блокнотных выписок из давно известных первоисточников, с размышлениями по их поводу. Я делал эти выписки, готовясь к поездке в Шанхай на World Expo 2010, которая в этом году как раз посвящена теме «город будущего». Просто для того, чтобы «калибровать глаз».

1. На бытовом уровне считается, что вначале была «деревня», потом появился город. Исторически же — наоборот: вначале — город, потом — деревня. Первыми в истории человечества появились именно города — согласно археологии, это произошло около 8000 лет назад в Восточном Средиземноморье.

В каком смысле — города? Как коллективные поселения, огороженные защитной стеной. В те времена никакому человеческому сообществу нельзя было постоянно открыто жить на одном месте, не выстроив эту самую стену для защиты своего поселения.

Но эта же стена одновременно создала и границу, выделив внутри себя особое, уникальное пространство города. Отличное — на фундаментальном уровне человеческого восприятия — от остальной окружающей земли. То самое пространство, в котором возникли все ключевые институты цивилизации. По неумолимой логике, появиться они могли там и только там, внутри городской черты.

Ключ часто дает язык. Скажем, слово «закон» буквально восходит к «за коном» — за чертой. То есть — особые правила, действующие только внутри стен; но зато на всем этом пространстве одинаково. Поскольку вне стен правила другие (точнее сказать, их нет), стены служат силовой гарантией этой особости.

2. Город — точка силы, деревня — точка слабости. Деревня стремится вписаться в ландшафт, не отличаться от него, быть максимально незаметной на его фоне, раствориться в нем. Город, напротив, всегда преодолевает окружающий естественный ландшафт. Становится его новой доминантой, новой точкой отсчета. Деревня — это способ жить естественно, в гармонии со средой; город же — форма искусственной, или, иначе говоря, культурной жизни. То есть жизни в собственной, особой, специально создаваемой среде.

Силовой аспект — главный в различении города и деревни. Поскольку правила — вещь универсальная, они всегда противоречат чьим-то интересам. А значит, выполняться будут всеми лишь тогда, когда существует господствующая сила, способная их гарантировать — в противовес любой частной воле.

Жить в пространстве, где есть правила, выгоднее, чем там, где их нет; поэтому уровень богатства внутри черты будет больше, чем вне нее. Но угрозы безопасности, как мы знаем из теории, всегда растут пропорционально уровню благосостояния. А значит, растут и издержки на безопасность. Городские стены экономят издержки по защите богатства от угроз извне. Закон — от угроз изнутри. Но там, где нет стен, нет и закона; где нет закона, нет способа защитить блага; а значит, невозможно их накопление — и, следовательно, невозможна концентрация излишков на развитии. Именно поэтому мы прямо выводим цивилизацию из civis’a: прогресс как таковой возможен только в пространстве города.

3. Город порождает деревню из себя. Становясь сильным и богатым, он присваивает окружающее его при-городное пространство, упорядочивает и защищает его. Тем самым он дает возможность существования в этом пространстве постоянных поселений, которые могли бы экономить на безопасности, т. е. не строить вокруг себя стен, а вместо этого делегировать силовой аспект городу. Так возникает деревня как стационарный населенный пункт.

С появлением в ней храма, а значит — создаваемого им сообщества, прихода, деревня превращается в село. Уже не точку на карте с несколькими жилищами, а самостоятельную социальную единицу. Но тоже зависимую от города, поскольку именно город дает селу правила (распространяя туда закон) и их силовые гарантии. Вслед за храмом в село приходят и более современные городские институты — школы, больницы, бюрократические и силовые учреждения; но все это — функционал вынесенной за пределы городских стен колонии.

По мере удаления от города, слабеет его влияние — соответственно, и сел/деревень становится меньше, а сами они — беднее и менее населены. Экономическая жизнь деревни во всем, кроме продовольствия, завязана на город; в то время как сейчас, в эпоху «пищепрома», продовольственную зависимость от территорий город минимизировал.

4. Город всегда устремлен в вертикаль. Вавилонская башня — базовая метафора города-как-такового. Причина — не только в принципиальной ограниченности «пространства внутри стены», заставляющей громоздить этажи один на другой. Вертикальная доминанта важна еще и как образ силы, преодоления земного, движения вверх.

5. Город стоит на перекрестке путей — сухопутных, водных, воздушных — любых. Он всегда играет роль коммуникативного узла, центра сходящихся к нему векторов. Город стремится превратить себя в пространство обмена, стать местом транзакций — отсюда ключевым аспектом городской жизни становится торговля, рынок. Успех города — это успех удачно занятой и защищенной позиции в узле коммуникаций. То есть максимальной открытости при максимальной же защищенности.

6. Город концентрирует ресурсы. Сила всегда достигается концентрацией — это верно для людей, идей, капиталов, вообще любого ресурса. Сама ограниченность и привилегированность пространства за чертой подталкивает к тому, чтобы добиваться максимальной концентрации на этом пространстве.

7. Город создает мастеров. В деревне человек вынужден владеть массой различных умений, но всеми ими он владеет лишь по чуть-чуть, и потому ни на одном не может остановиться. Город же создает возможность специализации. Блага городской жизни позволяют сконцентрироваться на чем-то одном, и в этом одном достигать совершенства. Чем меньше сил и времени человек тратит на тот труд, который не имеет отношения к профессии, тем больших высот он в этой профессии может достичь.

8. Город — это свобода. Человек может стать свободным лишь тогда, когда у него появляется возможность — и время — для невынужденных действий. Одинокий охотник в лесу, чья жизнь подчинена неумолимой логике ежечасной борьбы за выживание, не обладает свободой. Как не обладает ею и деревенский житель, обремененный необходимостью тратить все время и силы на низкопродуктивный труд. Горожанин может обеспечить свое благополучие посредством профессионального труда — а значит, иметь время и ресурсы для досуга. То есть для действий, не подчиненных железной необходимости, а направляемых собственной волей.

Именно в пространстве полиса — и более нигде — только и может возникнуть политика, как поле для выработки и реализации решений власти. Вне пространства закона вполне возможна власть, но нет и не может возникнуть политика. Политика может быть более или менее свободной, в нее может быть вовлечено большее или меньшее количество горожан (буржуа, бюргеров, граждан — это все один и тот же корень); это уже вопрос пропорций; но саму возможность для нее создает и удерживает только город.

9. Город производит новое. Свобода действия тесно связана со свободой мысли: приучившись действовать по собственной воле, легче и мысль освобождать от шаблонов. Мир деревни подчинен ритму календаря, круговороту вещей в природе — то есть помещает человека в реальность, где ничто новое невозможно просто в силу природы вещей. Городское пространство устроено ровно наоборот: наиболее востребованным типом коммуникации в нем являются новости.
От новостей — к инновациям: в пространстве города ценностью становится то, чего не было прежде — уже только в силу своей новизны. И лишь потом, когда свежесть новизны утрачивается, становится возможным понять, жизнеспособна оказалась новинка или нет. Но любовь к новому дает ей для этого необходимую фору.

10. Город производит уникальное. Качество, мастерство, свобода, новизна — тот коктейль, из которого только и могут возникать вещи, которых нет нигде в мире. При этом город всегда конкурирует с другими городами. И это не «прямая» конкуренция из учебника экономики, когда два продавца стоят рядом и продают один и тот же товар, регулируя лишь цену. Города отстоят друг от друга на значительном расстоянии, и каждый из них претендует на то, чтобы, в каком-то смысле, быть центром мира для тех, кто в нем живет.

Уникальное, единственное-в-мире — главный «вещдок» в пользу тезиса о том, что именно твой город имеет право считаться таким центром. Столь любимое у нас понятие «столичности» — всего лишь доступный массам эвфемизм идеи уникальности, идущий из монархических времен: действительно, престол, «трон» для властителя может быть только один.

Но бороться за «престол» у себя — далеко не единственный в наше время способ борьбы за право считаться единственными в мире. Сегодня время изобретать новые формы центрирования мира вокруг своего города. Иные, чем в эпоху монархий.

***

Построить город будущего — значит, создать такой город, которому для того, чтобы быть центром мира, совсем не обязательно быть центром власти.

Как это возможно?

?

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как известно, в тоталитарном совке был полный дефицит во всех областях и одновременно массовая бедность населения. Многие удивляются, как так? Откуда дефицит, если все кругом бедны? Тут ведь одно из двух: либо у людей нет денег, либо наоборот ...
В ГУМе новое оформление. Тема: осень, урожай, ВДСХ. Это не опечатка, это такой креатив: Выставка Достижений Сельского Хозяйства. На улице листья еще не пожелтели, а здесь прям золотая осень. Любопытно, что фестиваль продлится до 13 октября, наверное за это время деревья сравняются. ...
Блин, двадцать первй век на дворе, столько новых продвинутых технологий, возможностей, выбора в конце концов, а я как кучка других малоразумных товарисчей решила купить телефон в магазине. Не поверите, в обычном сетевом магазине. При чем я ведь даже не проверила ничего в интернете, не проч ...
Обещанного наступления Украины так и нет. Собственно как и российского, которое уже и не обещанное. Явно к обороне готовятся. Или украинское наступление на лето переносится? Думаю, вот что, эта война будет однозначно идти до победы одной из сторон. Украина уже одержала несколько побед, ...
Президент России Владимир Путин отменил визит в Париж из-за «выпавших из программы мероприятий». Об этом заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, сообщает «РИА Новости» . О переносе визита Владимира Путина в столицу Франции ранее сообщало агентство Reuters со ссылкой на ...