К вопросу о "школьном аниме" и широко распространённых заблуждениях

и хвалить анимы со "сложным сюжетом" и "философскими идеями".
Это всё шлак. Чем дольше ты живёшь, тем больше понимаешь,
что самое главное в этой жизни - поход на пляж с разбиванием арбуза,
летний фестиваль Обон и сплетни в школьной раздевалке.
Кейон и Лаки Стар - вот настоящее аниме для взрослых.
Всё началось с того, что я где-то прочитал фразу, вынесенную в эпиграф (цитирую по памяти и потому отнюдь не дословно). Прочитал, посмеялся и вроде как-то даже забыл про неё. А вот на днях вспомнил и кое о чём задумался. Собственно, есть два фундаментальных заблуждения, касающихся девочкового аниме про школу. Это то, что оно (а) для девочек и (б) про школу. Доводы в пользу того, что подобное мнение является именно заблуждением, очевидны и находятся на виду, однако отчего-то до сих пор никто их не заметил. Хотелось бы, конечно, ради красного словца завернуть в стиле одного широко известного британского "историка", сказав, что когда мне открылась эта истина, я всю ночь пел старые хорошие песни и смотрел на звёзды, но на самом деле я просто улыбнулся и пошёл спать. Знание истины успокаивает. Вы всё ещё думаете, что аниме про девочек-школьниц предназначено для девочек-школьниц? Спешу вас разочаровать - оно предназначено для нас с вами. Взрослых, почти всегда серьёзных и зачастую усталых мужчин. А девочкам-школьницам оно как раз противопоказано, да чаще всего и непонятно.

Это становится достаточно очевидным, стоит только обратить внимание на ряд характерных моментов. Ну, во-первых, хотя жанр вроде как называется "про школу", по факту собственно школу нам и не показывают. То есть, учебный процесс. Вспомните, сколько процентов времени отнимают у школьника уроки в реальной жизни. Вспомните, сколько мыслей у того же школьника занимают оценки, жизненно важный вопрос где спрятать шпаргалку и проблема как не засыпаться на контрольной. А домашние задания? Целая драма, битва за свободное время между школьником и предками. Конечно, кто-то относится к учёбе ответственнее, кто-то забивает на неё болт, но в общем можно сказать, что она тем или иным образом занимает одно из значимых мест в мозгу подростка. А теперь вспоминаем, что нам показывают в "школьном" аниме. Школа там - это такое здание, куда ученики собираются чтобы пообщаться, скушать принесённый из дома обед, потусоваться в клубах по интересам, а также принять участие в дне физкультурника и культурном фестивале. Всё.


Ах, да, ещё - побыть в одиночестве в пустом классе после уроков. Ну, или перед уроками.

Учебный процесс упоминается лишь иногда и в немногих представителях жанра. Обычно - в качестве источника комических ситуаций, не более того.

Причина подобной избирательности довольно проста - про школьную учёбу взрослому думать неинтересно. Она естественным образом изглаживается из его памяти, когда он начинает думать о "школьных годах чудесных". Ну сами попробуйте вспомнить что-нибудь интересное про своё бытие школьником. Разбили мячиком окно кабинета химии, а потом прятались от выбежавшего на шум завуча. Решали с Васьком и Жекой глобальную задачу - как Жеке подойти к Ленке из 8-го "Б" и сказать, что она клёвая, чтобы не получить портфелем по башке и не быть поднятым на смех. Подрались с пацанами из девятого на пустыре после уроков из-за того, что один из них Васька козлом обозвал. Воспоминания типа "весь вечер учил стихотворение Некрасова, а потом на уроке рассказал его, и мне поставили четвёрку" будут явно находиться далеко не на первых страницах альманаха "Когда мне было пятнадцать". Вот поэтому "школьное" аниме предлагает не реалистичную картину школьной жизни и даже не ту картину, которая складывается в голове у настоящего школьника, а идеализованное воспоминание взрослого человека. Память она, знаете ли, воспоминания имеет свойство фильтровать, оставляя в них только то, что кажется приятным и уместным.



Второй момент - в сюжете отсутствуют родители. Как максимум - выйдут навстречу друзьям главгероя, пришедшим в гости, поприветствуют их вежливо и вновь скроются из вида. Причина очевидна - взрослый человек уже отвык и забыл, что существование подростка проходит с непрерывным ощущением присутствия кого-то, кто над тобой главенствует. Ну, то есть, отца и матери. Что, собственно, сам "переходный возраст" есть постепенное привыкание к самостоятельной жизни, заключающееся в непрерывных попытках скинуть родительский авторитет. Есть ли что-то подобное в аниме рассматриваемого жанра? Да упаси господи! Откуда? Герои совершенно самостоятельны, как и взрослый зритель. Живут, такое ощущение, что одни, еда в холодильнике берётся сама собой из ниоткуда, а даже если и упоминается при принятии какого-нибудь решения (например, отправиться в гости к подружке с ночёвкой) "надо у папы спросить", то папа обязательно разрешает, причём даже сам диалог не показывают - чистая условность, в общем.

А почему в качестве главных героев выступают именно девочки? Да очень просто. Потому что нам показывают не настоящих девочек, а девочек, какими они представляются с мужской точки зрения. Как всё было среди мальчиков, каждый мужчина помнит прекрасно, и романтики в этом не очень много. А вот девочки-старшеклассницы - ну это же очевидно! Тортики, платьица, фанатение по поп-звёздам, милые кулончики на мобильных телефонах. Трогательные добрые вещи от забора и до обеда.

О том, что женский коллектив (особенно подростковый) зачастую гораздо более жесток и нетерпим, чем мужской, мужчины если и знают, то стараются не задумываться. Для них бытие среднестатистической школьницы и её общение с подругами представляется как сплошное cute girls doing cute things.



Ну и последний довод. Большинство так называемого "школьного аниме" не только не несёт в себе никакого воспитательного эффекта, но наоборот - будет отрицательно влиять на умы подростков, если им его показать. В Японии, знаете ли, к таким вещам относятся со всей серьёзностью - молодежь у них больное место. Снимают вещи типа, скажем, Принца тенниса (мегахит, кстати), которые исподволь, ненавязчиво агитируют школьников заниматься полезными делами - спортом, учёбой и всяким прочим в этом роде. А вот взять тот же K-On! - что мы там видим? Девчонки, которые вроде как организовали музыкальную поп-группу, никаким боком даже не пытаются в ней играть. Относятся по принципу "как-нибудь само устаканится".

Как метко сказано в одной из рецензий: "Девочки живут так, будто этих самых жизней у них впереди ещё три-четыре, и эта - даже не генеральная репетиция" Создать как бы группу, назвать её "Чай после уроков", заниматься в ней тем, что пить чай после уроков, школьное начальство, требующее результатов, кормить "завтраками", с грехом пополам сочинить за двенадцать серий одну полутораминутную песню, всех возмущающихся затыкать фразой "да ладно, забей, нахрена напрягаться? возьми лучше пирожное", а при внезапном провале на контрольной поднапрячься, за ночь всё выучить, написать пересдачу на отлично, после чего сразу же всё забыть и продолжить бить баклуши - подростку такое показывать нельзя.



Ему такое ещё рано смотреть, иначе он решит, что так и надо, и вырастет аморфным говном, ленивым и безответственным. А вот взрослому человеку, который уже вырос (в лучшем случае - всё-таки не аморфным говном) и давно уже не нуждается в примерах для подражания, такие вещи смотреть - самое оно. Потому как страна мечты. Мир, где можно просто забить на всё болт, и оно само образуется. Где работать можно только если тебе нужна клёвая гитара - а после того, как ты на неё заработал, можно тут же работать перестать. Каждому из нас, знаете ли, нужно время от времени свалить груз ответственности за себя, семью и тэдэ - хотя бы мысленно - и пожить в мире, где не надо ни о чём думать заранее. Это чисто взрослая заморочка - у подростка ни ответственности такой ещё нет, ни необходимости от неё отдыхать.


Ну и, разумеется, идеальный мир мечты должен выглядеть узнаваемо, но более привлекательно, чем реальный. Узнаваемо - чтобы проще и легче было представить себя в нём. А привлекательно - чтобы в нём хотелось себя представлять. Поэтому даже самые унылые и будничные пейзажи в школьных аниме прорисовываются, словно волшебная страна.





И какой же вывод следует из всего вышесказанного? Да всё тот же, что и в самом начале этого поста - "школьное аниме для девочек" не имеет ничего общего ни со школой, ни с девочками. Это - инструмент временного эскапизма для взрослых заёбанных жизнью серьёзных мужиков. Средство на полчаса в день оказаться в идеальном мире, где все друг друга любят, совсем не надо работать и всегда всё хорошо (а если и не хорошо, то это легко поправимо). Попытка представить, что целевой аудиторией данных произведений действительно являются девочки-подростки, наивна и является откровенным натягиванием совы на глобус. Как-то так, да.
В качестве источников иллюстративного материала для поста использованы следующие аниме-сериалы школьно-девочкового жанра: Aoi Hana, Azumanga Daioh, K-On!, Kimi ni Todoke, Sasameki Koto. И, да - доброго утра вам.
Текущий статус - 91.496