К вопросу о любви к себе

Тема это благодатная. У каждого есть «Я» и личные представления об идеальных взаимоотношениях с собой, поэтому ничего удивительного в живом отклике аудитории, доселе расслабленно дремавшей по эту сторону экрана, не было.
Редко, когда вопрос, заданный слушателям во время лекции, получает столь внушительное количество комментариев. Обычно в чате активничает десяток-полтора энтузиастов, но легкое (и, кажется, ненамеренное) упоминание любви к себе всполошило почти всех.
Лекция вообще была не про любовь (а про социальные противоречия), но когда я просмотрела комментарии, то обнаружила любопытную закономерность: джентльмены отождествляли любовь к себе с эгоизмом и эгоцентризмом, а леди – с заботой о своем теле и настроении, обеспечиваемой спа-процедурами и приятным досугом.
И те, и другие заявляли о приоритете собственных желаний над общественными интересами, но первые его осуждали, а вторые провозглашали целью.
Популярная формула женских рассуждений: я столько забочусь о других, столько сил отдаю семье и работе, что имею право получать благодарность, периодически пренебрегать обязанностями и лежать в ванне с душистой пеной.
Популярная мужская точка зрения: любовь к себе неизбежно приводит к наплевательскому отношению к другим, и это отвратительно, но что поделаешь…
Друзья, я решила не вступать в общий переполох и приберегла мысли для поста.
В том, что любовь не существует без заботы, сомнений нет и быть не может, и когда мы беремся рассуждать о любви, нам следует рассуждать о заботе.
Однако можно ли считать настоящей заботой разрозненные действия в виде горячих ванн, спонтанных покупок и эпизодов гурманства?
Это, скорее, импульсивные вздрагивания, затрагивающие поверхность.
Настоящая забота зрит в глубину и обеспечивает базу.
Не съеденная тайком конфетка, а знание и понимание себя – вот, что такое забота.
Несчастливые люди страдают не от отсутствия сладостей, а от недостатка понимания и принятия. Им страшно и одиноко, их терзает неопределенность и холодность. Уберечь себя от таких переживаний – то же, что заботиться о себе и любить себя.
Конечно, любовь и забота связаны с удовлетворением потребностей, но человеческие потребности намного шире, чем телесный комфорт. Благополучие не может быть полным, если не охватывает все области бытия, начиная с эмоциональной и духовной. И универсальных советов «как любить себя» быть не может, потому что каждый человек – уникальная вселенная.
У кого-то главным условием внутреннего комфорта является ощущение контроля над происходящим, у кого-то – самореализация, у кого-то – сытые и довольные домочадцы.
Взять, к примеру, распространенную жалобу женщин трудоспособного возраста на усталость и отсутствие заслуженной благодарности, на которую они рассчитывают, заботясь о близких.
Чего хотят эти женщины, кроме того, чтобы их родные жили комфортно? Они хотят быть на хорошем счету у своего мужа, своих детей и других значимых родственников.
Для них пребывать в комфорте – это выглядеть в своих глазах добропорядочной женой, усердной домоправительницей, заботливой мамой. Да, все что делает такая женщина, создает массу удобств другим людям, но и она сама получает от своего труда высокие психологические дивиденды.
Любит ли она себя? Безусловно, да! Да, потому что она обеспечивает себя тем, что для нее важно, и что она хочет иметь.
Ради кого она стремится быть на хорошем счету?
В первую очередь, ради себя.
В стремлении к попаданию на «доску почета» не просто содержится забота о своем эмоциональном благополучии – она является главной движущей силой.
И если кто-то, намереваясь научить эту женщину «любить себя», посоветует ей «бросить тряпку и лечь в ванну с пеной», этот совет будет сродни рекомендации отказаться от заботы (то есть от любви) о себе.
Одним словом, любовь к себе – это не спа-удовольствия, а обеспечения себя тем, в чем мы по-настоящему нуждаемся. Честное и непрерывное обеспечение.
А что подразумеваете под любовью к себе вы?
|
</> |