К 66-ой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека
Сообщество «Клуб интеллектуалов» — 11.12.2014
Приближается важная годовщина.
66 лет назад, 10 декабря 1948 года, на 183-м пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН в Париже, в Пале де Шайо была принята
Всеобщая декларация прав человека (далее Декларация): 48 голосов –
«за» при восьми воздержавшихся. Декларация – самый переводимый
документ: она переведена более чем на 360 языков мира. Она легла в
основу конституций многих государств, в том числе в основу
Конституции России.
Для работы над проектом Декларации была создана Комиссия ООН по
правам человека, состоящая из 18 человек. Комиссия, заседая в
городке Лейк-Саксес с 27 января по 10 февраля 1947 года, избрала
себе председателя Элеонору Рузвельт – первую леди всего мира как
назвал её Гарри Трумэн, преемник Рузвельта на посту Президента США.
Над проектом Декларации почти два года работали виднейшие юристы
мира.
И вот Декларацию приняли. Она небольшая, всего 30 статей. От неё
ждёшь концентрированной мудрости, которую следует заучить наизусть
как таблицу умножения.
Открываем Декларацию. Читаем. Оказывается, что все мы – члены
человеческой семьи, что все мы равны в достоинстве и правах и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства, когда
каждый имеет право на высокий жизненный уровень. Но такие слова не
есть правда жизни. Это сомнительные метафоры, терпимые в гимнах.
Это нереалистичные благие пожелания, лживая проповедь, которую не
то, что учить наизусть, читать противно.
Право – это не призывы к дружбе и подаркам. Где любовь, там нет
места праву. Но всеобщей любви и братства не было, нет и не
предвидится. Любовь – это островки в океане соперничества. Право
смягчает это соперничество. Право – это запреты опасных дел: не
насилуй, не угрожай, не лги, иначе принуждение и обман будут
обращено против тебя. Право это жёсткие и точные формулировки, а не
рыхлые слова о свободе, равенстве и братстве.
Каково влияние Декларации на жизнь людей? Полагаю, что
отрицательное, потому что Декларация вобрала в себя популярнейшие и
одновременно наивнейшие представления о праве и политике и возвела
эти глупости в ранг важнейшего документа мирового значения.
Декларация не способствует согласию. Она безответственна.
И это не только моё мнение.
Вот что написал о Декларации Фридрих Август фон Хайек в книге
«Право, законодательство и
свобода»: «Концепция всеобщих прав, гарантирующая
крестьянину, эскимосу и, предположительно, даже снежному человеку
«оплачиваемый периодический отпуск» показывает абсурдность всей
затеи. Если бы у авторов этого документа была хоть толика здравого
смысла, они бы поняли, что права, декретированные ими как
всеобщие…, совершенно недостижимы, а формальное провозглашение их
правами является безответственной игрой с концепцией «прав»,
которая может привести только к утрате уважения к ней» [с.
273].
Уже плеоназм «права человека» в названии декларации вызывают
недоумение. Зачем говорить «права человека», когда права бывают
только у человека. Ведь не говорим же мы «наука человека», потому
что другой науки, кроме человеческой не бывает.
Полагаю, что большинство наших конфликтов, включая войны, связаны с
порчей языка, на котором мы говорим о праве и политике. А
Декларация способствует этой порче, выдавая ошибки за эталоны речи
о праве и политике.
|
</> |