К 120-летию сражения у Чемульпо. А мог бы крейсер "Варяг" спастись, если бы
useless_faq — 10.02.2024С французской открытки — русские моряки покидают свои израненные корабли
"Варяг" был самым быстроходным крейсером из всех, участвовавших в знаменитой битве при Чемульпо. В японской эскадре Уриу быстрее его были только миноносцы — но "Варяг" мог просто не подпустить их на дистанцию торпедного залпа (торпеды 1904 года имели предельную дальность хода в 3000 метров), обладая 152-мм. артиллерией. Для того чтобы утопить миноносец тех лет достаточно было попадания всего ОДНОГО такого снаряда. В то же время миноносец не может стрелять "вдогон" — как тогда, так и сейчас торпедные аппараты расположены на верхней палубе поперёк корпуса судна и позволяют стрелять только повернувшись к противнику бортом. То есть "Варяг" миноносцу мало было догнать, нужно было ещё с ним поравняться так, чтобы он оказался на траверзе (под 90°) миноносца.
Собственно, "Варяг" создавался как средство борьбы с торговым судоходством противника (в будущем эту задачу возьмут на себя подводные лодки), а не для линейных сражений с вражеским военным флотом. Его задачей было ударить, разгромить охрану конвоя, перетопить или захватить "призы", а потом быстро смыться, до прихода серьёзных дядей с большими пушками. Для эскадренного боя этот корабль не был предназначен от слова "вообще". Легко бронированный, с открыто расположенной артиллерией, но очень быстрый — 24,6 узла на заводских ходовых испытаниях и 21,8 узла на последних регулярных — 16 октября 1903 года (корабли стареют, поэтому ходовые испытания проводятся регулярно. Если корабль показал высокую скорость на заводских ходовых испытаниях, то не факт, что он покажет её через какое-то время. Износ машин, обрастание корпуса и т.д.).
Канонерская лодка "Кореец" могла развивать всего 13 узлов. Для эскадренного боя она была годна ещё в меньшей степени. И в конечном итоге, "Корейца" всё равно пришлось взорвать, чтобы он не достался противнику! Так не логичнее ли было взять его команду на "Варяг", затопить канонерку и рвануть на прорыв с максимально возможной скоростью? Ведь даже в реальном бою "Варяг", расстреливаемый всей японской эскадрой, не получил никаких критических повреждений машин, способных снизить скорость хода. Если бы он пёр на 24 узлах, да на зигзаге, отрабатывая штурвалом постоянно "руль на борт вправо — руль на борт влево", сомневаюсь, чтобы крейсер получил хотя бы половину тех попаданий, что ему достались в реальности.
К тому же японцы проспали выход "Варяга" с рейда Чемульпо. У них не было времени даже поднять якоря и крейсерам Уриу пришлось расклёпывать свои якорные цепи, чтобы угнаться за "Варягом" и "Корейцем" со своей якорной стоянки. Если бы "Варяг" шёл один на 24 узлах, то...
UPD
Историки разбирали этот бой и отказ от использования преимущества в скорости считают грубой ошибкой Руднева. В то же время отмечается, что положения «Морского устава» не оставляли для Руднева иного варианта действий, кроме как тащить "Корейца" с собой — сдача корабля японцам либо его затопление без боя квалифицировались бы как должностное преступление.
|
</> |