
Жизнь замечательных самарцев: Крестовые походы

Ученые области издавна бились над загадкой – откуда в древних летописях взялись упоминания об участии наших земляков в крестовых походах, если ни одного имени крестоносца из Самары истории неизвестно?
Всё началось с того времени, когда архивист и библиограф Нестор Пименович Боянов обнаружил Красноглинскую летопись Мехзаводского извода, где черной сажей по белому пергаменту было написано: «Ходиша самаряне в походы крестовыя и многия живота и рухляди в оных полишилися». Поскольку ранее никто из историков не упоминал о самарских крестоносцах, исследователь загорелся идеей докопаться до истины и заново перечитал все известные тогда древнесамарские летописи.
Тщетно – никаких упоминаний о крестовых походах. Боянов заболел архивной лихорадкой и умер, однако успел заразить своим энтузиазмом ученика – Татищу Карамзиновича Соловьевского. Этот человек сделал гениальную догадку – он расширил круг исследуемых манускриптов, добавив к ним летописи Зубчаниновскую, Кинельскую (обоих изводов – Усть-Кинельскую и Кинель-Черкасскую) и даже «Великое сказание о Безенчукидах», только-только переведенное Кнорозом Шампольёвичем после расшифровки старохворостянских иероглифов.
И вот она – эврика! В одном из текстов упоминались «хреновые погоды», из-за которых «киневлян и безенчукчев живот и рухляди многия погорели». А в «Сказании о Безенчукидах» целых 20 стихов были посвящены тому, как хан Хворостян сражался с «хреновыми уродами», которые хотели лишить кочевников Великой Глушицкой степи «многого добра и домашней животины». Соловьевский был очень разочарован – никаких крестовых походов, одни погоды и уроды. Видимо, красноглинские переписчики в XVII веке ошиблись, спутав «хреновые» с «крестовыми». И никакой научной сенсации…

Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

|
</> |
