
ЗАКАТ ИМПЕРИИ И СТАРАЯ ДАМА


Можно погибнуть в бою.
Можно стать жертвой несчастного случая.
Можно тихо умереть в своей постели.
Любой конец печален.
Как всё неизбежное.
В 1952 году Агата Кристи выпустила очередной криминальный роман "Они делают это зеркалами" (They do it with mirrors):

На русский название переводится плохо, но имеются в виду фокусники с их иллюзиями.
Видим одно, а на деле происходит другое.
Преступники действуют, как фокусники, чтобы всех обмануть и выйти сухими из воды.
В общем, очередная история про вездесущую мисс Марпл:

Эта проницательная старушка - вместилище всех викторианских добродетелей - снова разоблачает хитроумных негодяев.
И вдруг она заявляет без особой связи с сюжетом о негодяях:
"Есть у англичан эти странности.
Даже на войне они больше гордятся поражениями и отступлениями, чем победами.
Иностранцы не могут понять, почему мы так гордимся Дюнкерком.
Они о подобных вещах предпочитают не упоминать".
А мы всегда даже конфузимся, когда побеждаем.
И победой не принято хвастать".
Нет, так нельзя, считает мисс Марпл:

Дальше – больше. Старушка распаляется:
"А что воспевают наши поэты?
Гибель лёгкой кавалерии в крымской войне?
Или то, как маленький "Ревендж" пошёл ко дну в Карибском море?
Очень странная черта, если вдуматься..."

Неожиданно, конечно.
Кто бы мог подозревать англичан в излишнем самоуничижении?
Скорее наоборот.
Но счёт предъявлен.
За эвакуацию из Дюнкерка в 1940 году (это кадр из кино):

Об этом в самом деле много раз снимали кино.
Каждый следующий фильм и в самом деле был всё героичнее – как хотела бы мисс Марпл:

Предъявлен и счёт поэтам.
Вернее, одному поэту - лорду Теннисону, которого изучают в школах:

Потому что не всякие-разные "наши поэты", а именно Теннисон написал "Атаку лёгкой кавалерии".
Картину великолепной гибели (перевод Юрия Колкера):
Никто не замешкался, не обернулся,
Никто из атаки живым не вернулся,
Смерть челюсти сыто свела.
Это о гибельной атаке лёгкой бригады 25 октября 1854 года при Балаклаве:

И "Месть" - баллада о флоте", которой тоже недовольна мисс Марпл - того же лорда Теннисона.
Она о приватирском галеоне "Ревендж"("Месть").
«Ревендж» состоял в английской флотилии, что вышла в море грабить "серебряный флот" испанцев, вывозивших богатства Нового Света:

У острова Флорес 4 февраля 1591 года галеон "Ревендж" затонул, сражаясь с превосходящими силами испанцев:

По лорду Теннисону это было так (перевод Олега Белого):
Промокли флаги и паруса, и ванты насквозь мокры,
И ветер словно безумный был, и шторм пришёл до поры,
Изрядно битый испанский флот трепало море тогда,
А «Месть» на скалы сама пошла и сгинула без следа.
Такой вот английский "гордый "Варяг".
В 1952 году старой леди вспомнилось именно это.
Потому что прежде незыблемое на её глазах стремительно рушилось.
100 тысяч английских военных ещё сражались в Малайе в привычном колониальном стиле (самых знаменитых и жутких кадров уж показывать не буду):

Но империя из реальной всё больше становилась cкорее символической.
Тем островом, который мы теперь знаем.
За 30 лет до этого, в 1922 году Агата Кристи по случаю совершила кругосветное путешествие:

То было большое путешествие по бесчисленным колониям, уютным доминионам и незыблемым протекторатам Британии:

Её особенно радовал привычный и комфортный для зимнего времяпрепровождения Египет:

Щедрое солнце Каира сияло для британцев:

Вызвала почтение у Агаты Кристи и могила в Матобо (ныне Зимбабве) Сесила Родса - могучего колонизатора, алмазного короля, "отца Британской империи":

Родса сравнивали с Александром Македонским и Наполеоном.
Называли "величайшим человеком из ныне живущих" (Р. Киплинг) и "посланцем небес" ( А. Конан Дойл):

Тут Родс символизирует не только власть Британии в Африке от Каира до Кейптауна (была даже названная в его честь страна Родезия – ныне это Замбия и Зимбабве).
Он ещё и творец телеграфной сети континента.
И эта нагая фигура мемориала Родса в Кейптауне тоже символическая - не сам Родс, разумеется:

Сесил Джон Родс (1853 – 1902) выглядел вот так – в кресле, с чайничком и картой Африки:

Скульптура же мемориала – просто воплощение его энергии.
И амбиций.
Это он, глядя в роскошное звёздное небо Африки, заявил:
«Я бы аннексировал и планеты, если б смог; я часто думаю об этом».
И такое было.
И вот всё это прошло.
Pax Britannica оставался, но всё было теперь иначе.
Деревенская леди, выпалывая вьюнок в своём саду, осуждает Теннисона и находит британцев недостаточно горделивыми:

Не надо любить поражений, надо любоваться победами.
Вот иностранцы так и делают.
Интересно, кто они, эти иностранцы?
|
</> |