ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ФАЛЬШИВАЯ ИЗАБЕЛЛА (1968)


Авторы детективов очень любят филателистов.
Ещё бы!
Крошечный клочок не очень старой бумаги – часто крайне невзрачный – стоит огромных денег.
И, стало быть, вызывает бурю страстей, в том числе тёмных.
Вот и тут, в этом венгерском детективе, хотя пролита кровь, всё дело в марке (это не спойлер, это уже в первых кадрах заявлено).
В 1960-е детектив в кино был именно детективом.
То есть разгадыванием загадки.
Исследованием тайны.
Он унаследовал от нуара предыдущей эпохи страсть к сумрачным локациям и приключениям глубокой ночью в безлюдных местах.
Однако ещё не уступил место боевику с бесконечными мордобоями, стрельбой и воплями заложников (но это будет уже скоро).
Так что пока - просто детектив с едва уловимым ароматом иронии (режиссёр Иштван Бачкаи Лауро):

Завязка этого фильма предельно прозаичная (чтобы усыпить бдительность зрителя?)
Старшеклассница-оторва Ица - это уменьшительное от имени Илона - много дней не появляется в школе. Всего-то.
Но встревожена её классная руководительница Марта Вег:

Актёры в русской версии перечислены в самом конце.
Так что не сразу в скромной училке в очках и нелепом беретике узнаётся блестящая прима венгерского театра и кино 1960-х Ева Рутткаи.
Вообще-то она такая:

А перевоплотилась в серую мышку:

Марта Вег человек неравнодушный и хочет вернуть ученицу в школу.
Но оказывается, что и из дому Ица тоже сбежала.
Обычная история: мать вышла замуж, а с отчимом (вот такого крайне подозрительного вида) своенравная девчонка не поладила, его пролетарски строгого воспитания не выдержала:

Мать Ицы даёт учительнице новый адрес дочки, которая квартирует у какой-то старой дамы и вместо платы помогает по хозяйству:

И вот Марта в безлюдном пригороде, среди стильных дряхлеющих вилл времён имперского величия Австро-Венгрии.
Смурная осень, звенящая тишина, ни души кругом:

Вот и некогда роскошная вилла таинственной старухи:

Марта поднимается на крыльцо, но кто-то уже следит за нею из-за кустов:

Звонок в дверь – а в ответ тишина:

Дверь, как и положено в детективе, не заперта.
Марта смело входит в мрачный дом, где остатки былого богатства смешаны с приметами запустения и оскудения:

Ицы нигде не видно, никто не отзывается на голос Марты.
Но что это?

А-а-а-а!
Старуха мертва – заколота ножом для разрезания бумаг:

Марта в ужасе мечется по дому, и тут её благополучно хватает милиция:

Да, кто-то уже вызвал милицию, а глухой квартал моментально наполнился зеваками:

Так Марта узнаёт, что убитая старуха был вдовой богача и коллекционера марок.
Вдова жила постепенной продажей накопленных мужем раритетов.
Но главное сокровище – испанская марка, известная как "фальшивая Изабелла" - исчезла.
Опергруппа приступает к расследованию:

Ищет и находит улики:

Допрашивает разнообразных свидетелей:

Но Марту беспокоит вовсе не дорогая марка, а судьба исчезнувшей школьницы:

Ясно, что девочка влипла в скверную историю.
Тем более что в кустах прячется её дружок, который, как тогда говорили, косит под битла:

Он бы сбежал, да его не выпустило вот это симпатичное создание:

Дружок подтверждает, что Ица встречалась с каким-то иностранцем на "опеле".
Собственно, потому он в кустах её и караулил:

Но чем этот парень не подозреваемый?
Он достаточно противный на вид:

А вот и ещё один!
Скользкий тип, некий фотограф, который якобы уже внёс задаток за марку:

И ещё один – живущий в цокольном этаже виллы электрик (даму то ли уплотнили, то ли она сдаёт угол).
Электрик старательно доказывает своё алиби:

Да и иностранец на "опеле", оказывается, тоже существует.
Это немецкий бизнесмен, якобы прибывший в Венгрию заказать себе эффектный паричок:

Хотя прекрасно обходится и без парика – но при этом очень интересуется марками:

Кто же убил старую даму?
Где бесценная марка?
Куда подевалась сумасбродная школьница?
Не скажу, не положено!
Скажу лишь, что все загадки, как им и следует, будут разгаданы лишь в финале.
И что опергруппа будет работать, не покладая рук.
Вот могучий мозг этого дружного высокопрофессионального коллектива:

А вот один из самых дотошных сыщиков:

Здесь у этого персонажа даже фамилии нет.
А ведь в этой роли будущий любимец венгерской публики Иштван Буйтор, то есть герой популярной франшизы лейтенант Чёпи (Капелька):

Встретимся мы таки и с шальной беглянкой Ицей – её играет известная венгерская певица Кати Ковач:

Ица в самом деле без царя в голове и запутывает ситуацию до предела:

А тихая и беззащитная скромница Марта…
Нет, никак детектив не может обойтись без слабых женщин, что, очертя голову лезут на рожон, легко рискуют головой и нуждаются в срочном спасении.
Тут учительница и ученица друг друга стоят.
Они безрассудно идут, куда нельзя:

Заглядывают, куда не стоит заглядывать:

Напустив на себя таинственный вид, садятся в машину к тем, от кого надо бы держаться подальше:

Пробираются туда, где опаснее всего, где поджидает беда:

Жуткую же сцену, когда Марта запирается в чулане, а жестокий убийца пробивает удар за ударом хлипкую дверь, можно было бы счесть приветом "Сиянию" Кубрика:

Если бы "Сияние" не появилось 10 лет спустя.
Но чего добивались бы самые лучшие сыщики, если бы сумасбродные женщины не лезли в самое пекло?
Незыблемый канон настоящего детектива – торжество законности и справедливости.
Если бы он не соблюдался, зритель бы обиделся:

Ну, и марка "фальшивая Изабелла" не выдумка, она действительно существует.
Таковых даже несколько типов.
В одном случае ошиблись с цветом (таких в мире всего три):

Эта как раз наша. Так она выглядит в фильме:

А однажды в самом деле такие фальшивые марки подпольно напечатали аферисты.
Подобные казусы исправлялись полным уничтожением негодных марок, так что в самом деле уцелели единицы.
И очень ценятся.
Чтобы разбавить суровый монохром детектива, посмотрим на портрет королевы Изабеллы II, обожавшей пышные наряды, и сравним его с изображением на марке – каково сходство:

Даже на марке королева изображена без лести.
Вот ещё такая была марка с Изабеллой, самая первая в истории:

Почтовые марки - изящные вещицы, собирание которых ещё недавно было повальным увлечением людей всех возрастов и финансовых возможностей.
Настолько повальным, что Эрнест Резерфорд – физик, не собиравший марок (и всерьёз не изучавший химию) – получив Нобелевскую премию по химии, сыронизировал: «Все науки, кроме физики, сродни коллекционированию марок».
То есть сродни собиранию.
Если одни что-то собирают, то находятся и те, что то же самое крадут.
Сюжет для небольшого детектива.